Биография Федоров Михаил Федорович
К 1874 - 1875 годам относится начало знакомства и дружбы М. Ф. Федорова с известным исследователем местного края В. К. Магницким, сыгравшим большую роль в формировании демократических взглядов поэта. Талантливый самородок, выходец из гущи чувашских народных масс, М. Ф. Федоров не мог пройти мимо внимания к нему В. К. Магницкого. Кипучая натура М. Ф. Федорова, его стремление быть полезным своему народу, способствовать всеми мерами его национальному и культурному подъему, росту самосознания искали конкретных форм проявления. Этот путь был подсказан ему Магницким. Наиболее реальным по тому времени был путь литературный.
С помощью Магницкого М. Ф. Федоров в 1876 году пишет свой первый литературно-публицистический труд, статью «Предания чуваш Бичуринского прихода, Чебоксарского уезда, и способы лечения у них болезней» и публикует ее в журнале «Известия по Казанской епархии» (1876, № 21, 1 ноября, Казань) с примечаниями и комментариями В. К. Магницкого. В статье-очерке, которая, кстати сказать, звучит резким диссонансом по своему стилю и содержанию по отношению к остальным статьям и материалам журнала, имевшим сугубо официальный и ведомственно-церковный характер (да и попала она туда, надо полагать, случайно, из-за неимения других способов и средств напечатать), М. Ф. Федоров берет историко-этнографическую тему о прошлом своего края, пересказывает в ней легенды и исторические предания. Однако и в этой теме он ухитряется поставить ряд злободневных практических проблем борьбы с религиозными и культовыми пережитками: суевериями, предрассудками, ратует за науку и культуру, обновление быта трудящихся. Вопросы современного положения чувашской деревни глубоко волновали М. Ф. Федорова, и ему, безусловно, близки были в первую очередь темы не далекого прошлого, а настоящего, неотложного: поиски путей выхода чувашской деревни из новой кабалы, пришедшей вместе с капитализмом, кабалы чистогана. Но иных средств и форм популяризации своих взглядов, кроме как через литературу, не было. Да и там приходилось придавать им форму легенд, преданий, сказок, пользоваться иносказательным языком.
После первой статьи-очерка М. Ф. Федоров пишет ряд других статей, однако ярко выраженный в них дух протеста и недовольства существовавшими в то время общественными и правовыми порядками не дал им возможности увидеть свет. Цензура безжалостно браковала их. Федоров временно прекращает свою литературно-политическую деятельность. К тому же, его не удовлетворяют рамки этнографических журналов с их строго ограниченным специальным направлением, не выходящим за пределы дозволенной цензурой разработки тем прошлого. Федоров стремится приблизить свои творения к народу, писать на родном народу языке.
1877 - 1878 годы были годами изучения Федоровым богатств устно-поэтического народного творчества, критического его освоения и работы над литературным чувашским языком. Он внимательно читает и изучает первые печатные издания Симбирской чувашской школы, работает по ним в школе. Копит опыт и совершенствует свой язык и мастерство педагога и литератора. В январе 1878 года, гонимый жаждой знаний, М. Ф. Федоров едет учиться в Казань на курсы подготовки учителей городских двух- и трехклассных училищ при Казанском учительском институте. Зачислившись вольнослушателем института, он сочетает напряженную учебу с работой в качестве ученика портного, отрабатывая натурой плату за угол и кусок хлеба. Через год, в феврале 1879 года, Федоров успешно сдает экстерном экзамен за курс учительского института на звание учителя городского трехклассного училища и возвращается на родину, в Итяково. Живет здесь в ожидании назначения на работу.
Весна и лето 1879 года оказались самым плодотворным периодом в творческой жизни М. Ф. Федорова, Он пишет свою балладу «Леший», вошедшую в фонд дореволюционной чувашской художественной литературы как ценный вклад, Взяв в основу баллады сказочный сюжет, М. Ф. Федоров, перемежая вымысел с былью, в явно реалистическом плане показывает в ней картину бесправного положения чувашского крестьянина-бедняка в пореформенный период. Герой баллады, бедняк Хведер, забитый и темный крестьянин, находится не только во власти земных, но и небесных богов. В эпизоде поездки Хведера в лес за дровами и его злоключений автор наглядно показывает мир представлений крестьянина-бедняка, его психику, думы и чаяния. Поэт исполнен любви к этому забитому человеку, и вместе с тем в мягких юмористических тонах вскрывает нелепость его предрассудков и суеверий, раскрывает перед читателем истинную причину крестьянской бедноты. Она - в общественном строе, основанном на насилии и угнетении трудящихся.
Баллада «Леший» явилась первым оригинальным поэтическим произведением на чувашском языке, где так резко критически оценена подневольная жизнь чувашских трудящихся в пореформенный период. Читателям импонировала не только идея произведения, созвучная с настроениями передовой части чувашских трудящихся, но и сама форма, избранная М. Ф. Федоровым для достижения идейно-художественной цели. Это обстоятельство и дает право по достоинству определить М. Ф. Федорова как одного из зачинателей чувашского литературного языка.
Осенью 1879 года М. Ф. Федоров получает назначение на работу в Чебоксарское городское трехклассное училище в качестве учителя и одновременно назначается членом уездного училищного совета. В качестве члена училищного совета он посещает окрестные сельские школы, проводит с учителями сельских школ большую работу по введению новых педагогических приемов, усовершенствованию и повышению знаний учителей, вовлекает их в культурно-просветительную работу с населением. Этот явно выпирающий демократизм М. Ф. Федорова не мог остаться незамеченным начальством из учебного округа. В 1881 году его отстраняют от работы в уездном училищном совете, лишив тем самым и возможности широкого общения с учительской массой. М. Ф. Федоров вынужден был ограничиться рамками работы только в городском училище. Предупреждение грозного начальства о возможных неприятностях за строптивость и непокорный дух, вольность мыслей и не подобающее чиновнику в звании коллежского секретаря сочинительство было выражено в явно угрожающем тоне. После неоднократных безнадежных попыток продвинуть свое творение в печать Федоров надолго отходит от литературной деятельности, напра¬вив всю силу своего таланта на дело обучения и воспитания учащихся.
Мастерство М. Ф. Федорова как педагога и методиста признавалось всей учительской общественностью уезда. М. Ф. Федоров был частым руководителем уездных курсов переподготовки и подготовки учителей начальных школ, инициатором методических нововведений в школах. Как и большинство учителей своего времени, М. Ф. Федоров был учителем-универсалом, одинаково полно проявлявшим свои дарования по всем преподаваемым им дисциплинам, отдавая, предпочтение языку и литературе. К ним он не мог быть равнодушен. Лишенный возможности творить сам лично, М. Ф. Федоров всячески поощряет в учащихся стремление к литературе, прививает любовь к остро отточенному слову, к классическим творениям русской литературы, к народному творчеству. Детям-чувашам, учащимся городского училища, он дает темы для сочинений по описанию чувашских народных обычаев и обрядов, переложению сказок и песен. И эта, казалось бы, невинная работа не ускользнула от внимания попечителя учебного округа. В октябре 1891 года М. Ф. Федоров переводится учителем-заведующим двухклассным городским училищем в Царевококшайск (ныне Йошкар-Ола). Связь М. Ф. Федорова с родными местами окончательно порывается.
В новой обстановке М. Ф. Федоров, однако, не отступает от своих демократических принципов. Плодотворную педагогическую деятельность он сочетает с активной общественной работой: бессменно состоит председателем общих собраний и ревизионных комиссий ссудно-сберегательной кассы учителей Царевококшайского уезда; в 1893 году уездным земским собранием избирается попечителем Больше Ошургинского марийского сельского училища, старательно воспитывает и готовит учителей начальных школ из среды марийцев; состоит членом-корреспондентом общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, регулярно доставляя туда материалы своих метеорологических наблюдений. Летом 1898 года М. Ф. Федоров на короткое время приезжает в г. Чебоксары, куда он был приглашен преподавать на курсы учителей начальных школ. Привозит и свое литературное детище - балладу «Леший». Читает ее в свободное от занятий время молодым учителям, а потом пересылает в дар Симбирской чувашской школе в память ее 30-летия. За свою работу на курсах М. Ф. Федоров удостаивается благодарности учительской общественности.
В 1903 году Царевококшайское двухклассное городское училище преобразуется в трехклассное. М. Ф. Федоров назначается учителем-инспектором училища, но дни его были уже сочтены. В конце 1903 года его поражает тяжелый недуг - рак желудка, результат юношеской полуголодной и последующей материально плохо обеспеченной жизни. 21 апреля (4 мая) 1904 года М. Ф. Федорова не стало. Литературное творение его появилось впервые в печати через четыре года после смерти автора в сборнике «Сказки и предания чуваш», изданном в Симбирске в 1908 году в связи с 40-летием Чувашской учительской школы, а настоящее народное признание и широкую известность приобрело лишь в советскую эпоху.
С помощью Магницкого М. Ф. Федоров в 1876 году пишет свой первый литературно-публицистический труд, статью «Предания чуваш Бичуринского прихода, Чебоксарского уезда, и способы лечения у них болезней» и публикует ее в журнале «Известия по Казанской епархии» (1876, № 21, 1 ноября, Казань) с примечаниями и комментариями В. К. Магницкого. В статье-очерке, которая, кстати сказать, звучит резким диссонансом по своему стилю и содержанию по отношению к остальным статьям и материалам журнала, имевшим сугубо официальный и ведомственно-церковный характер (да и попала она туда, надо полагать, случайно, из-за неимения других способов и средств напечатать), М. Ф. Федоров берет историко-этнографическую тему о прошлом своего края, пересказывает в ней легенды и исторические предания. Однако и в этой теме он ухитряется поставить ряд злободневных практических проблем борьбы с религиозными и культовыми пережитками: суевериями, предрассудками, ратует за науку и культуру, обновление быта трудящихся. Вопросы современного положения чувашской деревни глубоко волновали М. Ф. Федорова, и ему, безусловно, близки были в первую очередь темы не далекого прошлого, а настоящего, неотложного: поиски путей выхода чувашской деревни из новой кабалы, пришедшей вместе с капитализмом, кабалы чистогана. Но иных средств и форм популяризации своих взглядов, кроме как через литературу, не было. Да и там приходилось придавать им форму легенд, преданий, сказок, пользоваться иносказательным языком.
После первой статьи-очерка М. Ф. Федоров пишет ряд других статей, однако ярко выраженный в них дух протеста и недовольства существовавшими в то время общественными и правовыми порядками не дал им возможности увидеть свет. Цензура безжалостно браковала их. Федоров временно прекращает свою литературно-политическую деятельность. К тому же, его не удовлетворяют рамки этнографических журналов с их строго ограниченным специальным направлением, не выходящим за пределы дозволенной цензурой разработки тем прошлого. Федоров стремится приблизить свои творения к народу, писать на родном народу языке.
1877 - 1878 годы были годами изучения Федоровым богатств устно-поэтического народного творчества, критического его освоения и работы над литературным чувашским языком. Он внимательно читает и изучает первые печатные издания Симбирской чувашской школы, работает по ним в школе. Копит опыт и совершенствует свой язык и мастерство педагога и литератора. В январе 1878 года, гонимый жаждой знаний, М. Ф. Федоров едет учиться в Казань на курсы подготовки учителей городских двух- и трехклассных училищ при Казанском учительском институте. Зачислившись вольнослушателем института, он сочетает напряженную учебу с работой в качестве ученика портного, отрабатывая натурой плату за угол и кусок хлеба. Через год, в феврале 1879 года, Федоров успешно сдает экстерном экзамен за курс учительского института на звание учителя городского трехклассного училища и возвращается на родину, в Итяково. Живет здесь в ожидании назначения на работу.
Весна и лето 1879 года оказались самым плодотворным периодом в творческой жизни М. Ф. Федорова, Он пишет свою балладу «Леший», вошедшую в фонд дореволюционной чувашской художественной литературы как ценный вклад, Взяв в основу баллады сказочный сюжет, М. Ф. Федоров, перемежая вымысел с былью, в явно реалистическом плане показывает в ней картину бесправного положения чувашского крестьянина-бедняка в пореформенный период. Герой баллады, бедняк Хведер, забитый и темный крестьянин, находится не только во власти земных, но и небесных богов. В эпизоде поездки Хведера в лес за дровами и его злоключений автор наглядно показывает мир представлений крестьянина-бедняка, его психику, думы и чаяния. Поэт исполнен любви к этому забитому человеку, и вместе с тем в мягких юмористических тонах вскрывает нелепость его предрассудков и суеверий, раскрывает перед читателем истинную причину крестьянской бедноты. Она - в общественном строе, основанном на насилии и угнетении трудящихся.
Баллада «Леший» явилась первым оригинальным поэтическим произведением на чувашском языке, где так резко критически оценена подневольная жизнь чувашских трудящихся в пореформенный период. Читателям импонировала не только идея произведения, созвучная с настроениями передовой части чувашских трудящихся, но и сама форма, избранная М. Ф. Федоровым для достижения идейно-художественной цели. Это обстоятельство и дает право по достоинству определить М. Ф. Федорова как одного из зачинателей чувашского литературного языка.
Осенью 1879 года М. Ф. Федоров получает назначение на работу в Чебоксарское городское трехклассное училище в качестве учителя и одновременно назначается членом уездного училищного совета. В качестве члена училищного совета он посещает окрестные сельские школы, проводит с учителями сельских школ большую работу по введению новых педагогических приемов, усовершенствованию и повышению знаний учителей, вовлекает их в культурно-просветительную работу с населением. Этот явно выпирающий демократизм М. Ф. Федорова не мог остаться незамеченным начальством из учебного округа. В 1881 году его отстраняют от работы в уездном училищном совете, лишив тем самым и возможности широкого общения с учительской массой. М. Ф. Федоров вынужден был ограничиться рамками работы только в городском училище. Предупреждение грозного начальства о возможных неприятностях за строптивость и непокорный дух, вольность мыслей и не подобающее чиновнику в звании коллежского секретаря сочинительство было выражено в явно угрожающем тоне. После неоднократных безнадежных попыток продвинуть свое творение в печать Федоров надолго отходит от литературной деятельности, напра¬вив всю силу своего таланта на дело обучения и воспитания учащихся.
Мастерство М. Ф. Федорова как педагога и методиста признавалось всей учительской общественностью уезда. М. Ф. Федоров был частым руководителем уездных курсов переподготовки и подготовки учителей начальных школ, инициатором методических нововведений в школах. Как и большинство учителей своего времени, М. Ф. Федоров был учителем-универсалом, одинаково полно проявлявшим свои дарования по всем преподаваемым им дисциплинам, отдавая, предпочтение языку и литературе. К ним он не мог быть равнодушен. Лишенный возможности творить сам лично, М. Ф. Федоров всячески поощряет в учащихся стремление к литературе, прививает любовь к остро отточенному слову, к классическим творениям русской литературы, к народному творчеству. Детям-чувашам, учащимся городского училища, он дает темы для сочинений по описанию чувашских народных обычаев и обрядов, переложению сказок и песен. И эта, казалось бы, невинная работа не ускользнула от внимания попечителя учебного округа. В октябре 1891 года М. Ф. Федоров переводится учителем-заведующим двухклассным городским училищем в Царевококшайск (ныне Йошкар-Ола). Связь М. Ф. Федорова с родными местами окончательно порывается.
В новой обстановке М. Ф. Федоров, однако, не отступает от своих демократических принципов. Плодотворную педагогическую деятельность он сочетает с активной общественной работой: бессменно состоит председателем общих собраний и ревизионных комиссий ссудно-сберегательной кассы учителей Царевококшайского уезда; в 1893 году уездным земским собранием избирается попечителем Больше Ошургинского марийского сельского училища, старательно воспитывает и готовит учителей начальных школ из среды марийцев; состоит членом-корреспондентом общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, регулярно доставляя туда материалы своих метеорологических наблюдений. Летом 1898 года М. Ф. Федоров на короткое время приезжает в г. Чебоксары, куда он был приглашен преподавать на курсы учителей начальных школ. Привозит и свое литературное детище - балладу «Леший». Читает ее в свободное от занятий время молодым учителям, а потом пересылает в дар Симбирской чувашской школе в память ее 30-летия. За свою работу на курсах М. Ф. Федоров удостаивается благодарности учительской общественности.
В 1903 году Царевококшайское двухклассное городское училище преобразуется в трехклассное. М. Ф. Федоров назначается учителем-инспектором училища, но дни его были уже сочтены. В конце 1903 года его поражает тяжелый недуг - рак желудка, результат юношеской полуголодной и последующей материально плохо обеспеченной жизни. 21 апреля (4 мая) 1904 года М. Ф. Федорова не стало. Литературное творение его появилось впервые в печати через четыре года после смерти автора в сборнике «Сказки и предания чуваш», изданном в Симбирске в 1908 году в связи с 40-летием Чувашской учительской школы, а настоящее народное признание и широкую известность приобрело лишь в советскую эпоху.