Васильева Наталья Александровна
Писатель, художник-иллюстратор, педагог
Годы жизни1973---
ПериодКонец XX - начало XXI
вв
Я, Наталья Александровна Васильева, родилась в городе Чебоксары 22 сентября 1973 года в очень дружной семье.
Меня не посещала мысль куда-нибудь уехать, часто говорят: «Хорошо там, где нас нет». А мне кажется, что хорошо там, где мы есть. Приятно видеть, как меняется город. Растут и взрослеют дети, которых ты учишь. Встречаешь на улице знакомого человека, а на душе становится тепло от этой встречи. Когда долго живешь в одном месте, прикипаешь к нему сердцем. А когда-то мои родители приехали сюда учиться, встретились и остались здесь. Но и на родине моих родителей есть то, что оказало большое влияние на мое творчество. Это и незабываемые пейзажи Башкирии, предгорья Урала, извилистые речки и прозрачные родники, табуны лошадей, мамины рассказы и ее восторженность при встрече с родными местами... Это и резные наличники, и старые кирпичные дома Нижегородской области, река Пьяна с небольшими островками, на которые мы ходили рыбачить и купаться...
С детства я попадала в такие места, к которым невозможно остаться равнодушным и не взяться за кисть. Несомненно, и родители, дедушки и бабушки оказали большое влияние на меня.
Я всегда считала, что мне очень везет на встречи с людьми. Много лет назад, когда я еще была дошколенком, я с восторгом смотрела на горшок с кистями в квартире знакомой моих родителей Ирины Васильевны Казаковой (Степановой). Именно она подарила мне первый набор ленинградских красок и кисти, учила рисовать пастельными мелками. От нее я всегда уходила с новыми работами, именно с ней первый раз ходила на этюды. А детские впечатления самые яркие. Сейчас она руководит изостудией «Центр» г. Чебоксары. Я вижу работы ее учеников на выставках и немного им завидую.
Одно из ярких детских воспоминаний - книга В. Курчевского «Быль-сказка о карандашах и красках». Эту книгу мне подарили в первом классе, я храню ее до сих пор и она по-прежнему одна из любимых. Может быть, поэтому мне и было важно написать и нарисовать книгу самой?! Но казалось, что все это не для меня, что и пробовать не стоит.
Но вот новая встреча и новая большая удача в моей жизни. Моим учителем в детской художественной школе № 1 при Чебоксарском художественном училище стал Виктор Григорьевич Морушкин. Он замечательно разбирался в людях, умел раскрыть ученика. Именно его я могу назвать Учителем с большой буквы, а это дорогого стоит. Виктор Григорьевич обладал необыкновенным чутьем, умел в каждом увидеть то, что пряталось где-то глубоко, и не замечал того, что было поверхностным и надуманным. Именно он показал важность человеческого общения и ценность встреч, которые дарит нам жизнь. Он во многом похож на моего деда, Геннадия Степановича Чилибина, все-таки это другое поколение. Умение видеть человека, видеть изменения вокруг, радоваться каждому мгновению. А сколько историй о городе, улочках и домах... Нечасто встретишь людей, настолько влюбленных в свой город.
Одуванчики
(Посвящение моему учителю, Виктору Григорьевичу Морушкину)
Жара. Пленэр. Одуванчики.
И слышу раз уж не первый
Чем отличаются они от мать-и-мачехи:
И формой листьев, строеньем стебля.
Но повторенье не раздражало,
Оно казалось тогда забавным.
Учитель умел вдохновлять нас,
Заданье делать особым, главным.
Без поучений давал он нам то,
Что добивались другие годами.
Он направлял незаметно-легко,
Мы достигали чего-то сами.
Снова жара и вокруг одуванчики,
Но год который Учителя нет.
Я вспоминаю, что было так значимо,
Что сохраню еще много я лет.
Есть учителя, есть преподаватели.
Мне посчастливилось встретить Учителя!
В память о нем,
есть весною занятие:
Рисуем одуванчики,
Ищем отличия.
Я помню эти занятия в мае-начале июня. Помню, как отметил мои работы. Он учил наблюдать и замечать мелочи, детали, доводить работу до конца и вовремя останавливаться, чтобы не испортить работу и сохранить свежесть восприятия.
Мне кажется, что я рисовала всегда. А мечта стать учителем тоже из детства. В нашей семье много учителей, это и моя бабушка Татьяна Алексеевна Чилибина, тетя Ирина Андреевна Тимофеева и другие.
В 1995 году закончила художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического института им. И. Я. Яковлева. Позднее, в 2004 году закончила факультет иностранных языков того же вуза.
Будучи студенткой вуза, стала работать в школе № 49 города Чебоксары, что стало еще одной большой удачей в моей жизни. Это и работа, и погружение в необыкновенную творческую атмосферу, созданную первым директором школы, Риммой Александровной Саковой и педагогическим коллективом. Сколько стихов было написано в это время, сколько сценариев и сказок.
Сейчас я стараюсь вернуть то, что было дано мне в то время. Расширяются границы студии «Краски из сказки»: в этом году уже пять педагогов делятся с дошкольниками и младшими школьниками своими знаниями и умениями. А центр детского творчества, где я работаю сейчас - это еще и центр творчества для педагогов, так как просто невозможно в активном и позитивном коллективе оставаться где-то в стороне.
Я - учитель и, может быть, поэтому мне хочется писать сказки и стихи для моих малышей, создавать иллюстрации и делать встречу с книгой радостным и памятным событием. Забавно, но сбылось все то, о чем я мечтала с детства. То, что казалось несбыточным, было совсем рядом, только протяни ладошку.
Первой книгой, к которой я выполнила иллюстрации, стала сказка Михаила Пляцковского «Галоша». В детстве я очень любила книгу «Я на облаке летал…», а сказка «Галоша» - одна из сказок этой книги. На третьем курсе института мы должны были выполнить иллюстрации к одной из книг. Эскизы увидели редакторы художественного отдела издательства «Чувашия» и нам с мужем предложили сделать макет и выполнить иллюстрации к этой замечательной сказке. Книга вышла в декабре 1994 года. Встреча с мужем тоже часть этой истории. Много лет мы занимаемся вместе любимым делом. Спорим, сочиняем, советуемся, соревнуемся... Нам интересно вместе. У каждого свои сильные стороны, своя часть большой работы, результатом которой становятся книги.
Были новые книги и новые проекты. Это и «Мягкая игрушка своими руками», и большой проект «Театр на столе», который мы воплотили совместно с издательством «Махаон» (г. Москва), «Сказки Радужного города» - методическая разработка, которую поддержали и издали в Чувашском книжном издательстве. А еще в нашей жизни есть много интересных встреч, людей, увлеченных замечательным занятием - созданием книг. Книг, которые обязательно найдут своего читателя.
Первая книга была выпущена в издательстве «Чувашия» в 1994 году. С 1994 по 2000 год было выпущено 12 книг. В их число входит и книги из серии «Мягкая игрушка» (3 выпуска) в соавторстве с Владимиром Васильевым. Именно в это время появляется идея создания театра на столе, которая находит свое воплощение в иллюстрировании и разработке макета книг «Колобок», «Волк и лиса».
С 2000 по 2008 год - это время сотрудничества с издательством «Махаон» (г. Москва). В этот период вышли две серии книг для детей: «Играем в сказку» (6 сказок) и «Книжки с наклейками» (8 сказок). Это продолжение разработки «Театр на столе», но уже в другом формате. Книги выпускались на нескольких языках. В это же время сотрудничала с журналом «АиФка».
С 2005 года работаю с Чувашским книжным издательством. Выпущено более 25 книг для детей дошкольного и младшего школьного возраста с иллюстрациями, выполненными мной, в том числе и книги «Самые главные краски», «Теплые и холодные цвета», «Новогодняя сказка», в которых художница делится своими методическими разработками.
Творческая работа неотделима от работы педагога, и сказки, прозвучавшие на занятиях, становятся строчками новых произведений. Кроме сказок и стихов для детей дошкольного и младшего школьного возраста, написано много других стихов, некоторые из которых размещены в Интернете на литературном портале Стихи.ру (http://www.stihi.ru).
Как художник и педагог, участвую в различных выставках и конкурсах, это и «Новочебоксарская палитра», «Творческий мир педагога», и международный конкурс «Прилив фантазии».
Награждена грамотой управления образования администрации г. Чебоксары, грамотой отдела управления образования г. Чебоксары по Калининскому району, грамотой Центра творчества за участие в творческих выставках и подготовку учащихся к конференциям, дипломом участника художественных выставок, грамотой и благодарностью за подготовку призеров Международных и Всероссийских конкурсов рисунков, грамотами за призовые места в номинациях «Чувашская проза» и «Книжная иллюстрация» в городском конкурсе-выставке «Творческий мир педагога», благодарностью от ГУП Чувашской Республики «Чувашское книжное издательство» за популяризацию чтения и воспитание творческого читателя.
Очень часто взрослые и дети задают вопрос: «А для чего нужно уметь рисовать, если не собираешься стать художником?». На что можно ответить так: «Умение рисовать позволяет мечтать, творчество раздвигает границы возможностей человека и что чувство прекрасного позволяет человеку жить в гармонии с собой и окружающим миром».
Меня не посещала мысль куда-нибудь уехать, часто говорят: «Хорошо там, где нас нет». А мне кажется, что хорошо там, где мы есть. Приятно видеть, как меняется город. Растут и взрослеют дети, которых ты учишь. Встречаешь на улице знакомого человека, а на душе становится тепло от этой встречи. Когда долго живешь в одном месте, прикипаешь к нему сердцем. А когда-то мои родители приехали сюда учиться, встретились и остались здесь. Но и на родине моих родителей есть то, что оказало большое влияние на мое творчество. Это и незабываемые пейзажи Башкирии, предгорья Урала, извилистые речки и прозрачные родники, табуны лошадей, мамины рассказы и ее восторженность при встрече с родными местами... Это и резные наличники, и старые кирпичные дома Нижегородской области, река Пьяна с небольшими островками, на которые мы ходили рыбачить и купаться...
С детства я попадала в такие места, к которым невозможно остаться равнодушным и не взяться за кисть. Несомненно, и родители, дедушки и бабушки оказали большое влияние на меня.
Я всегда считала, что мне очень везет на встречи с людьми. Много лет назад, когда я еще была дошколенком, я с восторгом смотрела на горшок с кистями в квартире знакомой моих родителей Ирины Васильевны Казаковой (Степановой). Именно она подарила мне первый набор ленинградских красок и кисти, учила рисовать пастельными мелками. От нее я всегда уходила с новыми работами, именно с ней первый раз ходила на этюды. А детские впечатления самые яркие. Сейчас она руководит изостудией «Центр» г. Чебоксары. Я вижу работы ее учеников на выставках и немного им завидую.
Одно из ярких детских воспоминаний - книга В. Курчевского «Быль-сказка о карандашах и красках». Эту книгу мне подарили в первом классе, я храню ее до сих пор и она по-прежнему одна из любимых. Может быть, поэтому мне и было важно написать и нарисовать книгу самой?! Но казалось, что все это не для меня, что и пробовать не стоит.
Но вот новая встреча и новая большая удача в моей жизни. Моим учителем в детской художественной школе № 1 при Чебоксарском художественном училище стал Виктор Григорьевич Морушкин. Он замечательно разбирался в людях, умел раскрыть ученика. Именно его я могу назвать Учителем с большой буквы, а это дорогого стоит. Виктор Григорьевич обладал необыкновенным чутьем, умел в каждом увидеть то, что пряталось где-то глубоко, и не замечал того, что было поверхностным и надуманным. Именно он показал важность человеческого общения и ценность встреч, которые дарит нам жизнь. Он во многом похож на моего деда, Геннадия Степановича Чилибина, все-таки это другое поколение. Умение видеть человека, видеть изменения вокруг, радоваться каждому мгновению. А сколько историй о городе, улочках и домах... Нечасто встретишь людей, настолько влюбленных в свой город.
Одуванчики
(Посвящение моему учителю, Виктору Григорьевичу Морушкину)
Жара. Пленэр. Одуванчики.
И слышу раз уж не первый
Чем отличаются они от мать-и-мачехи:
И формой листьев, строеньем стебля.
Но повторенье не раздражало,
Оно казалось тогда забавным.
Учитель умел вдохновлять нас,
Заданье делать особым, главным.
Без поучений давал он нам то,
Что добивались другие годами.
Он направлял незаметно-легко,
Мы достигали чего-то сами.
Снова жара и вокруг одуванчики,
Но год который Учителя нет.
Я вспоминаю, что было так значимо,
Что сохраню еще много я лет.
Есть учителя, есть преподаватели.
Мне посчастливилось встретить Учителя!
В память о нем,
есть весною занятие:
Рисуем одуванчики,
Ищем отличия.
Я помню эти занятия в мае-начале июня. Помню, как отметил мои работы. Он учил наблюдать и замечать мелочи, детали, доводить работу до конца и вовремя останавливаться, чтобы не испортить работу и сохранить свежесть восприятия.
Мне кажется, что я рисовала всегда. А мечта стать учителем тоже из детства. В нашей семье много учителей, это и моя бабушка Татьяна Алексеевна Чилибина, тетя Ирина Андреевна Тимофеева и другие.
В 1995 году закончила художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического института им. И. Я. Яковлева. Позднее, в 2004 году закончила факультет иностранных языков того же вуза.
Будучи студенткой вуза, стала работать в школе № 49 города Чебоксары, что стало еще одной большой удачей в моей жизни. Это и работа, и погружение в необыкновенную творческую атмосферу, созданную первым директором школы, Риммой Александровной Саковой и педагогическим коллективом. Сколько стихов было написано в это время, сколько сценариев и сказок.
Сейчас я стараюсь вернуть то, что было дано мне в то время. Расширяются границы студии «Краски из сказки»: в этом году уже пять педагогов делятся с дошкольниками и младшими школьниками своими знаниями и умениями. А центр детского творчества, где я работаю сейчас - это еще и центр творчества для педагогов, так как просто невозможно в активном и позитивном коллективе оставаться где-то в стороне.
Я - учитель и, может быть, поэтому мне хочется писать сказки и стихи для моих малышей, создавать иллюстрации и делать встречу с книгой радостным и памятным событием. Забавно, но сбылось все то, о чем я мечтала с детства. То, что казалось несбыточным, было совсем рядом, только протяни ладошку.
Первой книгой, к которой я выполнила иллюстрации, стала сказка Михаила Пляцковского «Галоша». В детстве я очень любила книгу «Я на облаке летал…», а сказка «Галоша» - одна из сказок этой книги. На третьем курсе института мы должны были выполнить иллюстрации к одной из книг. Эскизы увидели редакторы художественного отдела издательства «Чувашия» и нам с мужем предложили сделать макет и выполнить иллюстрации к этой замечательной сказке. Книга вышла в декабре 1994 года. Встреча с мужем тоже часть этой истории. Много лет мы занимаемся вместе любимым делом. Спорим, сочиняем, советуемся, соревнуемся... Нам интересно вместе. У каждого свои сильные стороны, своя часть большой работы, результатом которой становятся книги.
Были новые книги и новые проекты. Это и «Мягкая игрушка своими руками», и большой проект «Театр на столе», который мы воплотили совместно с издательством «Махаон» (г. Москва), «Сказки Радужного города» - методическая разработка, которую поддержали и издали в Чувашском книжном издательстве. А еще в нашей жизни есть много интересных встреч, людей, увлеченных замечательным занятием - созданием книг. Книг, которые обязательно найдут своего читателя.
Первая книга была выпущена в издательстве «Чувашия» в 1994 году. С 1994 по 2000 год было выпущено 12 книг. В их число входит и книги из серии «Мягкая игрушка» (3 выпуска) в соавторстве с Владимиром Васильевым. Именно в это время появляется идея создания театра на столе, которая находит свое воплощение в иллюстрировании и разработке макета книг «Колобок», «Волк и лиса».
С 2000 по 2008 год - это время сотрудничества с издательством «Махаон» (г. Москва). В этот период вышли две серии книг для детей: «Играем в сказку» (6 сказок) и «Книжки с наклейками» (8 сказок). Это продолжение разработки «Театр на столе», но уже в другом формате. Книги выпускались на нескольких языках. В это же время сотрудничала с журналом «АиФка».
С 2005 года работаю с Чувашским книжным издательством. Выпущено более 25 книг для детей дошкольного и младшего школьного возраста с иллюстрациями, выполненными мной, в том числе и книги «Самые главные краски», «Теплые и холодные цвета», «Новогодняя сказка», в которых художница делится своими методическими разработками.
Творческая работа неотделима от работы педагога, и сказки, прозвучавшие на занятиях, становятся строчками новых произведений. Кроме сказок и стихов для детей дошкольного и младшего школьного возраста, написано много других стихов, некоторые из которых размещены в Интернете на литературном портале Стихи.ру (http://www.stihi.ru).
Как художник и педагог, участвую в различных выставках и конкурсах, это и «Новочебоксарская палитра», «Творческий мир педагога», и международный конкурс «Прилив фантазии».
Награждена грамотой управления образования администрации г. Чебоксары, грамотой отдела управления образования г. Чебоксары по Калининскому району, грамотой Центра творчества за участие в творческих выставках и подготовку учащихся к конференциям, дипломом участника художественных выставок, грамотой и благодарностью за подготовку призеров Международных и Всероссийских конкурсов рисунков, грамотами за призовые места в номинациях «Чувашская проза» и «Книжная иллюстрация» в городском конкурсе-выставке «Творческий мир педагога», благодарностью от ГУП Чувашской Республики «Чувашское книжное издательство» за популяризацию чтения и воспитание творческого читателя.
Очень часто взрослые и дети задают вопрос: «А для чего нужно уметь рисовать, если не собираешься стать художником?». На что можно ответить так: «Умение рисовать позволяет мечтать, творчество раздвигает границы возможностей человека и что чувство прекрасного позволяет человеку жить в гармонии с собой и окружающим миром».
Список литературы о жизни и творчестве
Электронные ресурсы
1. Обобщение опыта работы студии «Краски из сказки». – Текст электронный // Мультиурок : сайт. – URL: https://multiurok.ru/files/obobshchieniie-opyta-raboty-studii-kraski-iz-skazk.html (Дата обращения 23.11.2016).