Узоры на сурбанах

Юхма Михаил Николаевич


   

СОДЕРЖАНИЕ

 

Чем жив человек

 

 О шурсухал, о великий провидец,

века коснулись твоей седой бороды,

тебе ведомо многое, скажи мне, как можно

стать добрым и честным, сильным и храбрым,

мужественным и благородным?

Что делать мне, чтобы всегда мои помыслы

и желания были чистыми?

Пей всегда, сынок, из чистого родника…

 

Из чувашского эпического сказания

«Конар-благородный»

 

Пусть всегда будут чисты

твои родники...

Чувашское доброе пожелание

 уходящему в дальнюю дорогу

 

Чем жив человек

 

Ты подарил мне талисман –

обычаи чувашского народа...

Из народной песни

  

ДОБРОЕ ИМЯ

 

Все начинается с детства. А детство − как родимое пятно, оно всегда с нами: в трудных ситуациях человек часто вспоминает прошлое, и детство как бы приходит к нему на помощь. Да, да, детство, как родимая мать, протягивает человеку свою верную руку и помогает преодолеть все беды и невзгоды. Ведь человек представляет собой то, что в нем воспитано с детства. Качество характера, отношение к людям, честность, порядочность, доброта − все это как бы держится на фундаменте − детстве, детских восприятиях мира, всего того, что мы называем жизнью, на чистых, светлых восприятиях...

Размышляя о детстве, о добрых традициях родного народа, его педагогическом наследии, я часто вспоминаю слова великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина: «Уважение к минувшему − вот черта, отличающая образованность от дикости». Кал правильно он сказал!.. Думая над этим изречением великого поэта, я вспоминаю свою старую и слепую асанне − бабушку по линии отца. Она была известной сказительницей. Люди звали ее Оста-Насьтук. Оста − слово, которым, как незримым венком, венчают у нас, чувашей, самых лучших умельцев и умелиц.

Бабушка любила говорить: «Конь-аргамак падает − поле остается, добрый человек погибает − слава его остается». А потом добавляла: «Следы злого человека ведут к злым делам, а следы доброго человека − к добрым делам... Всегда ходите по следам доброго человека...»

И еще она говорила: «Доброта не заслуга, доброта − суть самого человека. Любите делать добрые дела. Не откажите в помощи. И пусть никто не упрашивает вас дважды...»

И своим напевным, таким добрым для нас, детей нашего селения, голосом пела пехили − заветы:

Доброму коню − один удар.

Доброму человеку − одно слово.

Если просят помощи у тебя,

Не заставляй повторять просьбу.

Цветок дает пчеле свой мед, И

радуется, и сам опыляется.

Человек помогает другому в беде

И радуется, и доброе имя приобретает...

Бабушкины эти слова, песни и поучения, все ее заветы были для меня − правилом жизни и неписаным законом, по которому мне следовало жить. Я считал и до сих пор считаю, что они представляют квинтэссенцию вековой мудрости моего народа, который за долгие века жизни выработал для себя не только правила поведения в разных ситуациях, но и своеобразное философское осмысление существования человека на земле. «Доброе имя дороже всего. Что остается после человека на века?.. Только те дела, которые сделаны во имя доброты. Поэтому, человек, сотвори доброту!.. И ты будешь бессмертным...».

 

БАБУШКА РАССКАЗЫВАЛА...

 

Бабушка любила рассказывать сказки о далеких странах, о героях разных народов, подружившихся крепче единокровных братьев. «Куда ни поедешь − везде одно солнце. Одно солнце, но народ разный. Народ разный, а добро едино». Иногда еще добавляла: «Люди все равны: и чуваш, и русский, и татарин, и мордва. Все дружно живут. Солнечного сияния всем хватает...»

В сказках бабушки добрые чувашские баторы спасали украденных девушек от плена злых драконов и коварного злодея Чиге-старика Хур-Сухала, породнялись с чужеземными воинами, спешащими спасать солнце и луну, помогали побратимам, околдованным недобрыми феями и колдунами.

Помню романтическое сказание о великом баторе Ламане. В одном из своих походов он претерпевает страшные беды и невзгоды. Солнцеликая красавица, ради которой он чуть не погибает, оказывается недоброй феей. Его тяжелая трехпудовая сабля − алдаспан − покрывается ржавчиной в далеких странах, где идут по три дня дожди и по три дня град, а солнце никогда не светит. Квакут − небесный аргамак его − начинает хромать. И он сам еле держится на коне. Но тут Ламан встречает богатыря соседнего народа, который идет спасать золотую шкатулку − святыню своего племени. И чувашский батор идет с ним, чтобы помочь своему побратиму в грядущих битвах. Он знает, что его сын, родившийся в дни странствования, погибнет, если отец не вернется. А в новом походе он может исчезнуть навсегда в стране Мрака.

Помню: мне так хочется, чтобы он вернулся к своему сыну, который ни разу не видел его. И с мольбой говорю бабушке: «Пусть он вернется домой. Ведь он так измучен...».

Нет, внучек мой, − говорила бабушка, − одинокий голову к долу клонит, а кто в дружбе − на коня садится. Надежный друг − опора жизни. Богатыри — они потому и сильны, что не оставляют друзей в беде. Учись у них. Пусть будет тебе плохо, пусть будет тебе трудно, но другу окажи помощь! Слушай, как сказано в древних заветах:

Познавший вкус и меда, и полыни,

Отзывчив будь достоинству в угоду,

И если друг стал пленником пустыни,

Ему доставь хоть на ладонях воду...

 

КУСОК ЛЕПЕШКИ

 

Скоро год, как началась война.

В нашем селении мужчин почти не осталось. И колхоз наш обеднел: рабочих рук не хватало.

У нас дома, сколько времени уже нет хлеба: осенью по трудодням ничего не распределяли.

И вот по селу прошел слух:

Беженцы идут!

Я, мальчишка-несмышленыш, думаю про себя: «Кто же эти беженцы? Что они будут делать у нас?».

Я знаю, что на свете есть чуваши, татары, русские. Недавно узнал о немцах. Они мне кажутся злыми, рогатыми, ведь они войной пришли на нас. Думаю, может, и беженцы похожи на немцев.

Мой старший брат учится в педучилище. Вчера он принес муку. И сегодня мать испекла нам лепешки. О-о, какой это для нас был праздник! Мать дала мне маленькую лепешку и ушла на работу. Для меня чувствовать во рту откушенный кусок лепешки − самый прекрасный миг. И хочется, чтобы он длился долго-долго. Я откусил лепешку и, жуя, выбежал на улицу.

У ворот бревно. Я сел, греясь на солнце, стал есть. Сам так рад, что, кажется, нет на свете человека счастливее меня.

Вдруг заметил, из соседнего переулка вышли двое: старуха и девочка моих лет. Еле-еле бредут. Дошли до нас и, будто чего-то, остерегаясь, сели на край бревна. По их одежде я понял, что они не чуваши. Старуха устало оперлась руками о колени и смотрела куда-то вдаль. А девочка... Она смотрела в мою сторону. Глаза у нее большие-большие и похожи на голубые цветочки, что растут в наших лесах. Волосы длинные. Но они не похожи на волосы наших девочек, они у нее золотистые. А сама девочка худенькая.

Я понял, она смотрит на мою лепешку. Я инстинктивно вздрогнул и спрятал лепешку под рубашку. Девочка, не мигая, продолжала смотреть на меня. Я успокоился, вынул лепешку и откусил, потом, как бы приободряя незнакомку, улыбнулся. Она все смотрела на лепешку. Я понял, что она голодна. В моем маленьком сердце проснулась жалость. Я подошел к ней, разделил лепешку на две части и одну половинку протянул ей.

Девочка испуганно отшатнулась, но потом схватила лепешку и быстро-быстро начала есть. Ее маленькие руки дрожали... Съев лепешку, она улыбнулась мне своими голубыми глазами и произнесла «спасибо».

Слово было русское, но я его понимал.

Оказывается, старуха видела все. Она не спеша поднялась, подошла ко мне и погладила по голове, говоря какие-то ласковые слова на незнакомом языке. Но только последние слова мне врезались в память: «Беженцы мы».

...Это была моя первая встреча с «беженцами» − так в народе называли эвакуированных. Мне не стыдно вспоминать об этой истории. Я, маленький чуваш, вел себя в ней достойно. Вот доброе влияние добрых слов, добрых поучений моей бабушки, влияние благородных поступков великих героев древних сказания моего народа.

Добрые традиции народа устами бабушек передавались внукам. Каким золотом можно оценить эти традиции, которые, посеяв доброе семя на благодатной почве − детской душе, прорастают глубокими корнями!

 

ПОЧЕМУ НЕКРАСИВО?

 

Как-то был я в гостях. Маленькая девочка хозяйки сидела за столом и болтала ногами. Мать ругалась: «Сколько раз надо говорить, что это некрасиво!» И шлепнула по ногам.

Девочка озорно подмигнула мне и через минуту опять продолжала свое.

Моя бабушка сделала такое замечание всего один раз. Она сказала: «Говорят, если ребенок болтает ногами за столом, то мать умрет раньше времени».

Вспомнив это, я спросил девочку:

Ты любишь маму?

Конечно же, она безумно любила свою маму. И я сказал ей слова моей бабушки Оста-Насьтук.

Глаза у девочки сделались большие, в них была осознанная мысль. И я понял, что матери не придется больше напоминать ей, что за столом ногами болтать некрасиво.

Главным оппонентом воспитания у бабушки было слово. Но не простое, а образное. Поэтому оно будоражило душу.

Думаю о словах бабушки. Запугивание? Нет! Просто она нашла способ выразить свое дидактическое поучение через близкое, дорогое мне понятие.

 

КТО ПРАВ?

 

Недавно был свидетелем спора двух педагогов. Молодой учитель начальных классов доказывал:

Мы должны по-научному подойти к нашей педагогической работе. Никаких ссылок на обычаи, традиции, на поучения старых людей!

Макаренко был новаторам в педагогике, каждый из нас должен брать с него пример и, отметая старые истины, по-научному должен решать для себя задачи воспитания школьников. Никаких сказок и баек. Мы смело должны вторгаться в современную нашу жизнь...

Старый, учитель истории задумчиво сказал:

Так ты уподобишься дереву без корней. Бывают такие деревья: с виду могучи, красивы. Но подует сильный ветер, и они окажутся на земле. Помни: сама педагогика − старая истина.

Он обстоятельно, по-стариковски рассуждал, что научная педагогика должна развиваться при всестороннем изучении народной педагогики.

Кто из них прав? Оставить этот вопрос или постараться ответить? Нет, нет, пусть читатель сам ответит на него; А мне тогда, когда слушал я спор двух педагогов, вспомнился случай из далекого босоногого детства...

 

МУРАВЕЙНИК − ДОМ

 

Был у меня старый друг Алим-пичче, пастух. Однажды, гоняя стадо, мы вышли на опушку и наткнулись на огромный муравейник. Играя, я проткнул его прутиком. Алим-пичче сказал:

 Нельзя трогать муравейник. Говорят, будут муравьи проклинать: «Пусть так же уничтожится твой дом».

С тех пор муравейник всегда ассоциировался у меня с родным домом. Нельзя разрушать родной дом, значит − и муравейник.

Может быть, воспитывая детей, мы должны чаще возвращаться в свое детство?

Люди тысячелетиями воспитывали детей. За это время формировались и закреплялись у каждого народа своеобразные обычаи, добрые традиции и другие культурные ценности. Не были ли они тем основанием здания, называемым народная педагогика, на котором оно держится?.. Да, да, мы должны чаще возвращаться; в свое детство.

Человечество, развиваясь и совершенствуясь, сохраняло в памяти и оставляло для потомков самое ценное, что было на его пути. Так было и в воспитании подрастающего поколения. И если мы всю историю педагогики уподобим некоему огромному сосуду, то лишь самая малая часть его принадлежит научной педагогике. Все остальное − народная педагогика. И в системе воспитания молодого поколения сегодня мы должны как можно полнее использовать всю эту лучшую часть национальных педагогических традиций.

Народная педагогика − великая мудрость, она посеяна золотыми россыпями в обычаях, сказках, поучениях, отражена во всем, чем жив человек. И поэтому не надо торопиться забывать то, что на первый взгляд сейчас кажется лишним. Как бы нам вместе с водой не выбросить и ребенка, в которой его купали!