Конец XIX - начало XX вв

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Федоров Михаил Федорович
      Поэт, этнограф-фольклорист, педагог, классик чувашской литературы, автор хрестоматийной поэмы «Арсюри» (Леший). Посвятил свою жизнь просвещению чувашского и марийского народов.
Годы жизни1848-1904
    Классик чувашской литературы Михаил Федоров, автор хрестоматийной поэмы «Арсюри» - талантливый педагог, этнолог, писатель, определивший судьбу чувашской поэзии XIX века, был ровесником И.Я.Яковлева и его ученика писателя Игн.И. Иванова. М.Ф.Федоров был великим энтузиастом и посвятил всю свою жизнь просвещению чувашского и марийского народов.

     Михаил Федорович Федоров родился 17(29) ноября 1848 года в деревне Итяково, Айдаровской (с 1866 года Воскресенской) волости, Чебоксарского уезда, Казанской губернии, в семье чувашского казенного крестьянина Федора Архипова и его жены Мавры Алексеевой.

     Детство Михаила Федоровича протекало в обычных условиях трудовой чувашской крестьянской семьи и мало чем отличалось от жизни его сверстников, крестьянских ребят. С малых лет он включился в трудовую жизнь семьи, выполняя посильную ему работу: пахал, боронил, жал, молотил, ухаживал за скотиной, ездил в лес по дрова, занимался хозяйством. Отличался живостью ума, сноровкой в работе, остротой языка и большой наблюдательностью. Рассказы и воспоминания о М. Федорове его родных характеризуют его как затейника оригинальных игр, импровизатора песен и мастера слушать и рассказывать сказки, снискавшего в родной деревне славу «пёчёк аста» (маленького мастера). Такова была первая литературная «карьера» М. Ф. Федорова, начавшаяся в родной деревне Итякове.

     Итяково (Хурапха) была глухой деревней, о которой в официальном справочнике 1866 года сказано: «деревня Итяково, казенная, при речке Сеньлисе, от уездного города 40 верст, от становой квартиры 18, дворов 161, жителей мужского пола 428, женского - 491» (XIV. Казанская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года. Издан Централь¬ным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. Обработан старшим редактором А. Артемьевым. СПБ. 1866).

     Каких-либо культурных учреждений не только в деревне, но и в округе не существовало. Население было сплошь неграмотным. Малоземелье, частые неурожаи, полуголодное существование, забитость и угнетенность, нищета, болезни и суеверный страх перед царскими чиновниками и местными богатеями - таков был облик этой деревни, живого сколка многих сотен подобных деревень. Но, по-видимому, и на этом общем фоне серенькой жизни родная деревня будущего поэта особо выделялась своей нищетой и бедностью. Впоследствии в одной из своих статей Федоров, пересказывая предание об истории своей деревни, писал: «Существует предание, что жители деревень Хорапхов, Хорнъял и Караньял не суть коренные жители этих деревень, а - пришельцы из-за Волги. Поэтому в настоящее время эти деревни обладают несравненно меньшим количеством земли, чем другие окрестные деревни...» (Предания чуваш Бичуринского прихода, Чебоксарского уезда, и способы ле¬чения у них болезней. Журнал «Известия по Казанской епархии», № 21, 1876 г., 1-го ноября).

     Реформы 60-х годов XIX века внесли некоторое изменение в развитие дела народного образования среди чувашского населения. Стали открываться в сельских местностях начальные школы. До этого времени они были редким явлением. Инициатива в организации их принадлежала обычно не государству, а частным лицам. Так, в 1857 году в селе Бичурине, неподалеку от деревни Итяково, по инициативе Н. П. Шмелева создается начальная бесплатная школа. И лишь с 1865 года Министерство государственных имуществ принимает часть материальных забот по этой школе на себя, выдав по 1 рублю за каждого ученика, причем не поскупившись на рекламирование своих «щедрот» и возвестив о них в «Казанских Губернских Ведомостях» (1865 г., № 35). Смотрителем и наставником этой школы был Шмелев.

     Недоверие населения к частным школам было еще так велико, что набор учащихся в них был сопряжен с большими трудностями. Наставникам школ приходилось прибегать не только к мерам убеждения о пользе грамотности, но подчас и к принуждению, так живо было в народе воспоминание о монастырских школах прошлого XVIII века для детей нерусских национальностей с их принудительным набором и явно русификаторскими целями, осуществлявшимися самыми грубыми методами: науку вгоняли в головы учащихся дубинкой, отчего увеличивалось не количество грамотных, а количество безвременно сошедших в могилу. Недаром эти школы именовались народом «домами смерти» (вилём сурчё).

     В 1864 году шестнадцатилетний Михаил Федоров неожиданно оказывается учеником школы, открытой Шмелевым, вместо своего младшего брата Александра, сбежавшего при наборе в школу и спрятавшегося в омете соломы. Однако это, казалось бы, горестное событие в жизни почти возмужавшего крестьянского мальчика обернулось для бойкого и любознательного Федорова своей счастливой стороной, открыло новый, неведомый ему до того мир науки. Школа, несмотря на все несовершенство и методов обучения, и наук, преподававшихся в ней, захватила ученика. Пристрастие взрослого сына к грамоте не вызвало обычных в крестьянских семьях попреков. Отличные успехи М. Ф. Федорова в школе, положительные отзывы о нем учителей утвердили родителей в решении дать сыну волю учиться. И в 1867 году Михаил Федоров успешно оканчивает начальную школу.

     В том же году в селе Бичурине Министерством народного просвещения открывается двухклассное училище, и первым переступает порог вновь открытой школы жаждущий новых знаний М. Ф. Федоров. Это училище, во многом обязанное своим возникновением энергии либерально настроенного мирового посредника 2-го участка Чебоксарского уезда В. Н. Селезнева и активному содействию известного казанского краеведа и исследователя жизни и быта чуваш В. К.Магницкого, с первых же лет своей деятельности выгодно отличалось от других училищ тщательно подобран¬ными, грамотными и хорошо подготовленными для своего времени учителями. Среди учителей М. Ф. Федорова был В. А. Ислентьев, известный впоследствии в Казанском крае методист, автор ряда учебных и методических пособий по работе в нерусских школах.

     В 1869 году М. Ф. Федоров блестяще оканчивает Бичуринское училище, и, как проявивший большое стремление к науке и особую любознательность к искусству учить других, направляется в Самарскую учительскую семинарию, одну из первых по времени открытия в Казанском учебном округе. Год занятий на подготовительном отделении и три года на основном проходят в напряженном труде по освоению основ науки и методов работы в школе. М. Ф. Федоров с величайшим вниманием изучает труды лучших практиков и теоретиков педагогической науки того времени (К. Д. Ушинский, В. И. Стоюнин, В. Я. Водовозов, Лев Толстой).

     В 1873 году, после окончания Самарской учительской семинарии, М. Ф. Федоров возвращается в родные места и назначается учителем Бичуринского двухклассного училища, питомцем которого был так недавно он сам. Молодой, энергичный учитель вскоре становится одним из популярнейших учителей, посвятивших себя бескорыстному служению родному народу, поборником его культурного подъема. Работа М. Ф. Федорова была отмечена передовой общественностью того времени. «Из последующих преподавателей (Бичуринского училища, М. С.) известны: И. Д. Милорадов, Скарабеевский, Мих. Фед. Федоров, ныне учитель Чебоксарского трехклассного городского училища...» (Народные училища в Казанской губернии. Материалы для истории народного образования, Казань, 1888 г.).

     Годы пребывания А. Ф. Федорова в Бичурине (1873 - 1878) полны плодотворной педагогической деятельности в двухклассном училище, активной культурно-просветительной работы среди населения. М. Ф. Федоров с увлечением и юношеским жаром проводит в практику школьной работы педагогические нововведения, основанные на изучении им опыта деятельности прогрессивных представителей народного образования. Особо интересуют его методы и приемы работы в нерусской школе. Он устанавливает тесную связь с И. Я. Яковлевым, инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, получает от него советы и практические указания по работе, знакомится с педагогической деятельностью Н. И. Ильминского.

Прочитать полную биографию

Родионов В. Михаил Федоров // Родионов В. Чăваш литератури. XV1II-XIX ĕмĕрсем. - Шупашкар, 2006.
Комиссаров Г. И. История чувашской письменности и литературы / Г. И. Комиссаров // Комиссаров Г. И. О чувашах = Чăвашсем çинчен : исследования, воспоминания, дневники, письма. - Чебоксары = Шупашкар, 2003. - С. 338 - 382.
Родионов В. Михаил Федоров: «Арçури» ăнлантаравĕ. - Шупашкар : ЧПУ. - 1999.
Дмитриев В. «Ваше слово будет иметь большую силу» // Совет. Чувашия. - 1998. - 5 нояб.
Сидорова А. Малтанхи - ĕмĕрлĕхе // Хреçчен сасси. - 1998. - 18 чÿк.
Станьял В. Халăх ăс-хакăлĕн çăлтăрĕ // Чаваш ен. - 1998. - 5-12 раштав (№ 47)
Юмарт Г. Паллă мар пуянлăх // çамрăксен хаçачĕ. - 1998. - 11 раштав (№ 50)
Чăваш литературин классике Михаил Федоров / В.П. Никитин пухса хатĕрленĕ. - Шупашкар : ЧПГАИ. - 1998
Хлебников Г. Первое произведение классики чувашской литературы // Изв. Нац. акад. Чуваш. Респ. - 1997. - № 6
Егоров Д. Федоров М.Ф. // Егоров Д. Ученые-педагоги Чувашии. - Чебоксары, 1997
Комиссаров Г. И. М. Ф. Федоров // Чувашская литература: Вопросы истории и теории. - Чебоксары, 1992. - С. 68-86.
Хусанкай П. Поэтан ĕçĕ-хĕлĕ // Литература вучахĕ. - Шупашкар, 1986
Иванов Н. Пурнăç чăнлăхĕ // Иванов Н. Поэзи сипечĕ. - Шупашкар, 1982
Канюков В. Реализм и фольклор в новописьменной литературе // Канюков В.Я. Развитие литературы и народные художественные традиции. - Чебоксары, 1979.
Михаил Федоров и его жемчужина народной мудрости / Станьял В. П. // http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./86/157/5355


Яковлев Иван Яковлевич
      Один из выдающихся деятелей культуры и просвещения дореволюционной России, талантливый педагог, ученый, мыслитель, организатор народного просвещения. Вся его жизнь и деятельность была посвящена благородному делу просвещения родного народа, способствовала формированию национальной интеллигенции, развитию культуры и росту национального самосознания чувашей. Его подвижнический труд на ниве образования получил мировое признание. «Имя Яковлева известно теперь не только каждому чувашу, но и каждому просвещенному россиянину. Он дал родному народу Книгу. Мы вправе гордиться и возвеличивать своего Патриарха, так как не каждому народу Бог дал таких людей, каким является для чувашей великий Иван Яковлев». (Президент Чувашии Н.В. Федоров)
Годы жизни1848-1930

    Иван Яковлевич Яковлев родился 13 (25) апреля 1848 года в деревне Кошки-Новотимбаево Бюргановского приказа Жуковского прихода Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшский район Республики Татарстан).

    Родители Яковлева были коренными жителями деревни, которую издавна окружали мордовские, татарские и русские поселения. «Моя мать, Настасья Васильевна Макарова, скончалась спустя три дня после моего рождения, я был виновником ее смерти», - писал в автобиографии гимназист Иван Яковлев, к сожалению, не оставивший воспоминаний о своем отце.

    Ивана усыновил удельный крестьянин той же деревни Пахом Кириллов, который в 1837 потерял сразу двух своих сыновей, умерших от холеры.

    В доме, где жил Яковлев, было две семьи: самого Пахома, и его сына Андрея. Среди этих людей Иван не был чужим: «…меня не обижали, относились как к родному ребенку... Пахомовы мне о моем происхождении не говорили. Только... когда я уже учился в гимназии... я узнал, что это не родная моя семья».

    До поступления в школу Яковлев был подпаском у татарина Хакима, учился у него татарскому языку, игре на флейте, искусству плести лапти. Беззаботное детство продолжалось недолго: в 1856 году Ивана забрали в удельное училище. Для крестьян запись детей на учебу была равносильна рекрутскому набору, к тому же обучение очень дорого обходилось родителям - нужно было платить за квартиру, обеспечивать приличной одеждой и обувью. Многие из более состоятельных откупались. Летом 1856 г. священнику Баратынскому удалось записать только Ивана Яковлева, которого доставили прямо с поля. Крестьяне, собравшиеся на сход, были довольны: священник оставит их детей в покое, а Ивану, мол, все равно, он сирота.

     Без согласия опекунов мальчика взяли в удельное училище в с.Бурундуки. Для Кирилловых это было большим ударом: семья лишалась верного помощника в хозяйстве, да еще и поводыря для слепого Пахома. Тот, очень любивший парнишку, пробовал было подкупить священника Баратынского фунтом цветочного чая, чтобы он отпустил Ваню домой, но, видно, сумма взятки была незначительна, и Яковлев остался в учениках.

     Обучение в удельном училище велось на русском языке, и поэтому было тягостным для нерусских детей. Программа занятий включала Закон Божий, краткий катехизис и священную историю, чтение по книгам церковной и гражданской печати и рукописей, чистописание, четыре правила арифметики. Устав училища допускал применение телесных наказаний. Позднее Яковлев с горечью рассказывал: «Находились там малолетние воспитанники, отданные на полный произвол безнравственных, некультурных старших... Священник Баратынский появлялся в училище официально лишь в известные часы... и то ненадолго».

     В годы учения в Бурундуках Иван Яковлев дважды тяжело болел. А весной 1859 года его жизнь висела на волоске: ночью он упал с полатей и расшибся так, что его посчитали мертвым. К счастью, догадались послать за фельдшером. Оправился он только в июле. На третий год обучения в школе Яковлев уже был первым учеником. Он хотел учиться дальше, но не было средств. Но все-таки в начале сентября продолжил учебу, живя уже в семье Мушкеевых - русских крестьян, которые приняли живое участие в его судьбе и отнеслись, как к родному.

    Летом 1860 года Яковлев блестяще окончил удельное училище, но впоследствии вспоминал: «При выходе из Бурундукского училища я плохо усвоил русский язык, будучи в состоянии вести по-русски лишь самый простой, несложный разговор. Книги же я стал читать свободно по-русски позднее, лишь в 1864 году». 5 сентября 1860 года Симбирская удельная контора препроводила в уездное училище отношение, в котором просила проэкзаменовать 18 мальчиков, собранных со всей губернии. В ведомости под номером 8 стояла фамилия «...Бюргановского приказа д. Кошки-Новотимбаево Ивана Яковлева (из чуваш), 11 1/2 лет» со следующими оценками: священная история 4, катехизис 4, арифметика 2, счетоводство 2, чтение гражданской печати 4, чтение славянской печати 4, чистописание 3, письмо под диктовку 2. «Средний бал + 3, принять». (2 - означало посредственную оценку). Принятые должны были стать учителями сельских начальных училищ. Но той же осенью был недобор при организации землемерно-таксаторских классов при Симбирской гимназии, и дирекция решила пополнить их набранными мальчиками 1 класса уездного училища. Так, неожиданно для себя, Яковлев оказался в землемерно-таксаторских классах, где готовили таксаторов, сельских мерщиков и чертежников. Учащиеся изучали топографию, нивелировку, черчение, планиметрию, естественные науки и межевые законы. Обстановка здесь была лучше, хотя преподавание также велось только на русском языке. В это время Яковлев случайно знакомится с семьей Раевских. Отставной полковник С.Д. Раевский проявил большой интерес к одаренному чувашскому мальчику и позднее не раз поддерживал его материально. Об этой дружбе Яковлев вспоминал с большой теплотой. В документах и отчетах в Казанский учебный округ, в Министерство народного просвещения он сообщал о себе: «Я происхожу из удельных крестьян Симбирской губернии, чувашенин по происхождению, но воспитан в русской семье, прошел русскую школу», несомненно, имея в виду семью Мушкеевых и Раевских.

Прочитать полную биографию

Ефимов Л. А. Аликовская средняя школа им. И. Я. Яковлева (1854-2004) / Л. А. Ефимов. - Чебоксары : Новое время, 2004. - 277 с. : фотоил. Волкова Г. Н. Жизнь, смерть и бессмертие патриарха : роман-эссе / Г. Н. Волков. - Чебоксары : Фонд И. Я. Яковлева ; Чебоксарский ин-т экономики и менеджмента СПбГПУ, 2004. – 348 с.
Жиркевич А. В. Мои встречи с И. Я. Яковлевым. Из дневника за 1916 - 1924 годы / А. В. Жиркевич ; отв. ред. Л. Н. Пушкарев ; [подгот. текста, ст. и коммент. Г. А. Александрова]. - [3-е изд., испр. и доп.]. - Чебоксары : [б. и.], 2007
И. Я. Яковлев и проблемы яковлевоведения : сб.ст. / ред.-сост. М. Г. Кондратьев. - Ч. : ЧГИГН, 2001. – 144 с. : фотоил.
Краснов Н. Г. Иван Яковлев и его потомки / Николай Герасимович Краснов - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1998. - 352 с. : ил. - (Замечательные люди Чувашии)
Чувашская литература : 10-11классы в трех частях / В.Н. Пушкин. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1997 - Ч.1. - 350 с. : портр.
***
Николаев А. Чĕмпĕр шкулĕн ырă тĕслĕхĕ / Александр Николаев // Хыпар. - 2005. – çĕртме. - 28. - С. 3
Маслова Ж. Вклад И. Я. Яковлева в санитарно-гигиеническую культуру Чувашей / Жанна Маслова // Народная школа. - 2005. - № 2. - С. 85 - 86
Александров Г. Алексей Яковлевăн пурнăç каçалăкĕ / Г. Александров // Хыпар. - 2004. – авăн. 3. - С. 3
Игнатьев И. Вăл Иван Яковлевпа пĕрле ĕçленĕ / И. Игнатьев // Хыпар. - 2004. - пуш. 5. - С. 4
Илле Э. Патшалăх хĕсмĕтĕнчи çын. И.Я.Яковлев пурнăçĕ пире мĕне вĕрентет? / Элли Илле // Хыпар. - 2004. - нарăс. 6. - С. 6. ; 2003. - раштав. 24. - С.3
Кузнецов П. В. Н.И. Ильминский и И.Я. Яковлев в диалекте национального самосознания чувашского народа / П. В. Кузнецов // Народная школа. - 2004. - №2. - С. 82 - 85
Родионова Э. «Манăн пурнăç - пурнăç кĕнеки» / Эльвира Родионова // Тăван Атăл. - 2004. - №7. - С.72
Смолин А. Иван Яковлевич палăкĕпе калаçни [Изоматериал] : Сăвă: Лидия Ковалюка халалласа / Анатолий Смолин // Хыпар. - 2004. - çĕртме. 8. - С.4
Шачкин К. Вĕсем И.Я.Яковлев патĕнче вĕреннĕ. Анчах... Телейне Сталин туртса илнĕ / К. Шачкин // Хыпар. - 2004. - нарăс. 4. - С. 4
Артемьев Ю. М. Перечитывая Яковлева / Ю. М. Артемьев // Артемьев Ю. М. Страсть к полемике : статьи, рецензии. - Чебоксары, 2003. - С. 36 - 54
Артемьев Ю. М. Страсть к полемике : ст., рецензии : [для филологов, журналистов, учащихся] / Ю. М. Артемьев. - Чебоксары : [б. и.], 2003. - 191 с.
Егоров Д. Е. Яковлева Екатерина Алексеевна / Д. Е. Егоров // Егоров Д. Е. Женщины-матери земли чувашской. Книга третья. - Чебоксары, 2003. - С. 168 - 170
Ермилова Е. Учебные сочинения воспитанников Симбирской чувашской школы / Е. Ермилова // Народная школа. - 2003. - №1. - С.68 - 70
Иванова Л. Деятельность И. Я. Яковлева по организации учебного процесса в двуязычной начальной школе: к 155-летию И. Я. Яковлева / Л. Иванова // Народная школа. - 2003. - № 1. - С. 106 - 109
Симулин А. И. Я. Яковлев тата Чĕмпĕр гимназийĕн директорĕ И. В. Вишневский / А. Симулин // Тăван Атăл. - 2003. - № 6. - С. 68 - 69
Тургай В. За мир и согласие в общем порядке / В. Тургай // Советская Чувашия. - 2003. - 28 ноября. - С. 2
Общество, государство, религия : материалы науч.-теорет. конфер., посвященной 2000-летию христианства. 16 марта 2000 г. - Чебоксары : ЧГИГН, 2002. - С. 36 - 56
Краснов Н. Г. И. Я. Яковлев - теоретик и практик начального образования в двуязычной школе / Н. Г. Краснов // Изв. Нац. акад. наук и исскусств ЧР : науч. журнал. - 2000. - № 1. - С. 84 - 97
Андреев И. А. И. Я. Яковлев - продолжатель системы инородческого образования И. И. Ильминского / И. А. Андреев // Изв. Нац. акад. наук и исскусств ЧР : науч. журнал. - 1999. - № 2. - С. 137 - 146
Васильев А. В. И. Я. Яковлев тата унăн литература ĕçĕнчи пултарулăхĕ : лит. критика / А. В. Васильев // Чăваш литературоведенийĕн ыйтăвĕсем. - Шупашкар, 1978. - С. 20 - 32. - (Тĕпчев ĕçĕсем ; 82-мĕш кăларăм)
Петров Н. П. И. Я. Яковлев – создатель чувашской письменности и литературного языка / Н. П. Петров //Ученые записки НИИ при Совете Министров ЧАССР. Вып. 42 : посвящается 100-летию со времени открытия Симбирской чувашской учительской школы и 120-летия со дня рождения И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 1969. – С. 70-98. Канюков В. Я. И. Я. Яковлев и чувашская детская литература / В. Я. Канюков // Ученые записки НИИ при Совете Министров ЧАССР. Вып. 42 : посвящается 100-летию со времени открытия Симбирской чувашской учительской школы и 120-летия со дня рождения И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 1969. – С. 99 -103.