Конец XIX - начало XX вв

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Иванов Константин Васильевич
      Основоположник чувашской литературы, просветитель, поэт, певец чувашского народа. Только 25 лет жизни было даровано Константину Васильевичу Иванову. Наследие этой жизни останется на века и будет поражать людей необычным взлетом духа человеческого. Многогранный талант Иванова проявился в живописи, графике, скульптуре, фотографии, декоративно-прикладном искусстве, музыке, педагогике. Константин редактирует чувашские учебники, переводит рассказы, сказки, стихи русских поэтов на чувашский язык. И в течение 1,5-2 лет пишет все свои произведения: «Думы старого леса», «Железная мялка», «Наше время» и другие. В 1908 году публикуется знаменитая и до сих пор вызывающая всеобщее восхищение поэма «Нарспи». Просто удивительно, как, имея за плечами всего-то 17-18 лет жизни, Константин Иванов сумел воплотить в 3 тысячах стихотворных строк глубинные пласты народной чувашской жизни. И в этом уникальность этого произведения и подвиг жизни юного Константина.
Годы жизни1890-1915
    Кто из нас не слышал о поэме «Нарспи» и трагической судьбе ее героев - Нарспи и Сетнера? Ее создатель - К.Иванов - обессмертил свое имя, написав историю любви, которая и по прошествии почти столетия продолжает волновать умы людей.
    Предки Константина Васильевича Иванова были выходцами из Чебоксарского уезда, крестьянами приволжского края, сбежавшими от царского притеснения в приуральские степи. Родился К.В. Иванов 15 (27) мая 1890 года в селе Слакбаш (по-чувашски – Слакпуc) Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне Белебеевский район Республики Башкортостан). Отец его Вазинькка, сын писаря Мигулая Семеновича, был волевым, любознательным и грамотным человеком. Он свободно говорил на русском, башкирском и татарском языках, выписывал газеты и журналы, изучал основы земледелия и удивлял односельчан своими прогнозами на урожай. Вазинькка постарался дать образование всем своим детям.
     Дошкольные годы Кэстюк большей частью провел у бабушки в соседней деревне Кайраклы, а восьмилетним мальчиком был отдан в сельскую начальную школу. Через три года тетка - младшая сестра отца Евгения Николаевна (учительствовала в селе Кегень-Васильевке нынешнего Миякинского района) - перевела его в свою школу. А по окончании начального обучения определила в Белебеевское городское училище, чтобы заполнить время в ожидании приема в Симбирскую чувашскую школу. В 1903 году старательный и способный Кэстюк легко прошел испытания в подготовительный класс Симбирской чувашской школы и усердно готовился стать ее учеником. За эти два года мальчик полюбил столярное дело, подолгу не выходил из школьной мастерской, занимаясь резьбой по дереву, а также живописью. Эту любовь к творчеству Иванов пронес через всю свою недолгую жизнь. Известно, что он собственными руками смастерил из дерева пишущую машинку, сам же делал столы и шкафы, другую нехитрую мебель, а также писал портреты и оформлял декорации к спектаклям. Зарождение чувашского фотоискусства также связано с именем Константина Иванова. Вся его жизнь в дальнейшем тесно переплеталась с деятельностью чувашской учительской школы И.Я. Яковлева - единственным в имперской России учебным заведением с программой учительской семинарии для чувашей, в которой он был вначале учеником, а затем и преподавателем.
     Революционные события 1905-1907 годов до глубины души волновали молодых людей, ровесников Иванова. Из стен чувашской учительской школы вышли на путь социальной борьбы такие видные революционеры, как Тимофей Таэр, Даниил Эльмень, Дмитрий Юман, Гавриил Алюнов, Тимофей Кривов. Константин Иванов тоже выступил с призывом:

Вставай, подымайся, чувашский народ!
Встань на войну, люд голодный!
Пусть народ ненависть покажет свою -
Вперед, вперед, вперед! -

писал он в духе французских и русских песен свою «Крестьянскую Марсельезу», свой революционный марш.
     Творчество поэта питалось идеями освободительного движения. Все произведения Константина Иванова были созданы в течение полутора-двух лет - в 1906-1908 годах. Тогда ему было всего 17-18 лет. «Этот невероятный взлет поражает наше воображение, ибо в трех тысячах стихотворных строк встает целая энциклопедия чувашской жизни», - писал в свое время поэт Педер Хузангай.
     За участие в политических митингах и выражение протеста против устоев царизма класс, в котором учился Иванов, был в 1907 году распущен распоряжением попечителя учебного округа. Все 37 учащихся получили «волчий билет» без права продолжения учебы в каком-либо заведении. Попытки К. Иванова поступить в другие учительские семинарии не принесли успеха. Поэт вернулся в родную деревню и занялся крестьянским трудом, а также сбором фольклора башкирских чувашей.
     Когда утих шум, поднятый вокруг «бунтовщиков» чувашской школы, И.Я.Яковлев вызвал к себе наиболее талантливых учеников и предложил работу по переводу книг на чувашский язык. К.В. Иванов с увлечением редактировал чувашские учебники, переводил рассказы и сказки, много рисовал. По-новому зазвучали в его переводах стихи и поэмы М.Лермонтова, Н.Огарева, А.Кольцова, Н.Некрасова, А.Майкова, рассказы К.Ушинского, Л.Толстого.
     За короткий срок он написал стихотворения «Думы старого леса», «Осень», «Голодные», стихотворные сказки и баллады «Две дочери», «Железная мялка», «Вдова», завершил поэму «Нарспи», набросал трагедию «Раб дьявола». К 40-летию Симбирской чувашской школы К. Иванов написал посвящение «Наше время». Это стихотворение, полное раздумий о судьбе народа и его истории.
     При прямом участии И.Я. Яковлева в 1908 году вышла в свет книга «Сказки и предания чуваш», куда вошли оригинальные произведения К. Иванова, а также его поэма «Нарспи», вызвавшая всеобщий восторг и ставшая лебединой песней поэта.
     После «Нарспи» он прожил всего семь лет. Может, и в это время он писал не менее гениальные песни, но они не стали достоянием народа. По воспоминаниям сестры поэта, наследие автора «Нарспи» разнеслось по миру ветром разрухи в годы гражданской войны.
     Весной 1909 года девятнадцатилетний поэт экстерном сдал экзамены на звание народного учителя и уехал из Симбирска. Лето и осень он проводит вместе с бывшим учителем Икковской школы Чебоксарского уезда Н.Ф. Беляевым на землемерных работах в Сызранском уезде. Беляев, которого тоже лишили работы за революционную деятельность, ничем не мог помочь своему другу. Ожидания новой поры учительства для обоих были напрасными.

Прочитать полную биографию

Основные даты жизни и деятельности

Зотов И. А. Живое наследие К. В. Иванова / И. Зотов. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1983. – 104 с.
Кибеч. Эсĕ «Нарспи» поэмăна вуланă – и? : К. В. Ивановăн «Нарспи» поэми 100 çул ттултарнă май / Кибеч ; худож. И. П. Андреева. – Шупашкар, 2008. - 199 с.
Константин Васильевич Иванов : библиогр. указ. / Чуваш. респ. б-ка им. М. Горького ; сост. : Л. Д. Виссарова, Л. В. Чернова. – Чебоксары, 1992 .– 127 с.
Константин Васильевич Иванов : Тĕпчев ĕçĕсем / И. Н.Ульянов яч. чăв. патш. ун-чĕ ; В. Г. Родионов пухса хатĕрл. – Шупашкар : Чăв. ун-ĕн изд-ви, 2000.– 84 с.
Литературный Слакбаш : путеводитель / Мин–во культуры и по делам национальностей Чуваш. Респ. ; Авт.- сост. А. Дмитриев ; фот. В. Исаева, Р .Рахимова ; отв. за вып. В. Афанасьева. – Чебоксары : Чувашия, 1996.– 24 с. : ил.
Пушкин В.Н. Кам-ши вăл Нарспи? : (Литературăри сăнарсене çĕнĕлле ăнланасси) / В. Н. Пушкин ; Чăваш Республикин вĕренÿ институчĕ. – Шупашкар, 1994.– 31 с.
Родионов В. Г. К. В. Иванов хайлавĕсен пултарулăхла историйĕ / В. Г. Родионов ; И. Н. Ульянов яч. чăв. патш. ун-чĕ. – Шупашкар : Чăв. ун-чĕн изд-ви, 2000. - 36 с.
Родники Слакбаша : Лит.-краевед. сб. / сост. А. А. Кондратьев. – Уфа : Изд-во УГНТУ, 1996.– 170 с.
* * *
Желтухин, Герман. Поэмăна вуланă май... : [К. В. Ивановăн "Нарспи" поэми çинчен] / Г. Желтухин // Тăван Атăл. - 2008. - № 2. - С. 51-53
Родионов, Виталий (филологи ăслăлăхĕсен докторĕ). К. В. Иванов хайлавĕсен пултарулăх историйĕ / Виталий Родионов // Тăван Атăл . - 2008. - № 2. - С. 31-48
Чекушкина, Елена (филологи ăслăлăхĕсен кандидачĕ). "Нарспи" поэмăри хĕвел санарĕ / Е. Чекушкина / Елена Чекушкина // Тăван Атăл . - 2008. - № 2. - С. 49-51
Васильев П. Иванов палăкĕ : [Сăвă] / Павел Васильев // Хыпар.– 2004.– 28 çу.
Теветкел Н. Константин Иванов “Нарспи” поэма вулать : [Сăвă] / Н.Теветкел // Хыпар.– 2004.– 28 çу.
Юмарт Г. Юмах еккипе : К. В. Иванов литература ĕçне тытăннăранпа 100 çул çитнĕ май / Г. Юмарт // Хыпар. – 2004.– 28 çу.
Хлебников Г. Я. Волшебство и мудрость поэзии Константина Иванова: Творческий путь поэта ; Своеобразие художественной палитры К. В. Иванова ; Трагизм характеров и психологизм сюжета / Г. Хлебников // Хлебников Г. Я. Чувашская литературная классика и ее наследники.– Чебоксары, 2001.– С. 57-108.
Быкова Г. Он вдохнул в народ веру / Г.Быкова // Совет. Чувашия.– 2000.– 27 мая.
Вăранăр, тапранăр, чăваш çыннисем! / Геннадий Юмарт пухса хатĕрленĕ // Хыпар.– 2000.– 26 çу.– («“Хыпар” кĕнеки». - № 2. - 16 с.)
Волков И. Поэт в памяти народной / И.Волков // Чебоксар. новости.– 2000.– 25 апр.
Долгов В. “Благослови, поэт” / В. Долгов // Совет. Чувашия.– 2000.– 27 мая.
Eфимов Г. Ачаранах... / Георгий Eфимов // Ялав.– 2000.– № 4.– С. 3-4.
Гордеев Д. Чунра çуралнă сăмах: Константин Иванов пирĕн пурнăçпа пултарулăхра / Д.Гордеев // Ялав.– 2000.– № 4.– С. 6–7.
Ильин С. Чăваш ăс–хакăлĕн йăлтăр çăлтăрĕ / С.Ильин // Клуб и нар. творчество.– 2000.– Апр. (№ 4).
Никитин Ю. “Поэт юман пулса шавланă... Поэзии каçĕн сценарийĕ / Ю.Никитин // Клуб и нар. творчество.– 2000.– Апр. (№ 4).
Овчинников Н. Пурнăç йыхравĕ / Н. Овчинников // Ялав.– 2000.– № 4.– С. 8.
Оленкина И. Тяга к мольберту и кисти / И. Оленкина // Совет. Чувашия.– 2000.– 27 мая.
Питернова В. “Наш мальчик рвется в Симбирск...” / В. Питернова ; Фоторепродукция Л.Данилова // Совет. Чувашия.– 2000.– 26 февр.
Силэм Ю. Пирвайхи юрату... Ю.Силэм // Ялав.– 2000.– № 7.– С. 78-80.
Трофимов Л. Поэт шăпине татса панă... / Л.Трофимов // Тăван Атăл.– 2000.– № 4.– С. 66.
Юхма М. Поют соловьи на речке Слак... / М. Юхма // Республика.– 2000.– 26 мая (№ 20).– С. 6.
Убасси С. Гений чувашской поэзии / С. Убасси // Совет. Чувашия.– 2000.– 20 мая.
Яковлев Ю. Прорезывая тьму: Опыт толкования картины Ю.Зайцева “Портрет с чертополохом в руке” / Ю.Яковлев // Лик Чувашии. – 2000. – № 2. – С. 63-66.
Абрамов В. Категория “Время” в стилевой системе К. Иванова / В.Абрамов // Абрамов В. Сăмахпа сăнар сипечĕ.– Шупашкар, 1998.– С. 59-66.
Артемьев Ю.М. К.В.Иванов : [Библиогр.] / Ю.М.Артемьев // Артемьев Ю. Ĕмĕр пуçламăшĕ : 1900–1917 çулсенчи чăв. лит. ист. очеркĕ.– Шупашкар, 1998.– С. 285–288.
Артемьев Ю.М. К. В. Иванов : 1890–1915 / Ю.М.Артемьев // Артемьев Ю.М. Ĕмĕр пуçламăшĕ : 1900–1917 çулсенчи чăв. лит. ист. очеркĕ.– Шупашкар, 1996. – С. 96–130.
Лебедева Е.А. К.В. Иванов произведенийĕсене чăвашсен традициллĕ тĕнчекурăмĕпе çыхăнса вĕрентесси / E. А. Лебедева // Выполнение Закона “О языках в Чувашской Республике”.– Чебоксары, 1996.– С. 39.
Ставский М. Константин Иванов и мировая классика / М. Ставский // Лик Чувашии.– 1996.– № 5–6.– С. 107–111.
Юман М. Константин: Воспоминание / М. Юман ; пер. с чуваш. В.Степанова // Лик Чувашии.– 1996. – № 3–4.– С. 85–86.
Станьял В. “Аттесен ăрăвĕ кайса пĕтрĕ...” / В. Станьял // Хыпар. – 1994. – 4 юпа.
Артемьев Ю. К. В. Иванов / Ю. Артемьев // Артемьев Ю. XX ĕмĕр пуçламăшĕнчи чăваш литератури. – Шупашкар, 1992. – С. 59–89.
Ставский М. К. Ивановăн эстетика тавракурăмĕ / М. К. Ставский // Григорьев Н. Сăмах вăйне туйса. – Шупашкар, 1992.– С. 151–159.
Артемьев Ю. Аслă Силпи ялĕнче / Ю.Артемьев // Артемьев Ю. Ирĕк шухăшсем. – Шупашкар, 1991. – С. 149–164.

Полорусов-Шелеби Николай Иванович
      Поэт, переводчик, первый народный поэт Чувашии (1936) Член Союза писателей СССР (1934). Автор более 20 книг. Перевел на чувашский язык.сказку М. Метерлинка «Синяя птица» Первый орденоносец среди чувашских писателей («Знак Почета», 1939).
Годы жизни1881-1945
    Николай Иванович Полоруссов родился 2 (14) мая 1881 года в деревне Новое Узеево, Чистопольского уезда, Казанской губернии, в крестьянской семье. Семья будущего поэта была хранительницей богатых традиций устно-поэтического народного творчества. Прадед поэта некрещёный чуваш Ялак и прабабушка Шелеби были известными на всю округу сказителями и исполнителями сказок, песен, легенд и преданий. Имя прабабушки стало потом литературным именем народного поэта. Устно-поэтические традиции поддерживались и сохранялись в семье Полоруссовых и позже. Много песен и сказок знали и родители Николая. С народно-лирическими напевами и поэтическими образами чувашских сказок и преданий будущий поэт был знаком с детских лет. По их мотивам Николаем Шелеби были сложены баллада "Эсебе", сказание "О взятии Аксак Тимуром Биляр", "Сказание чуваш об основании города Константинополя", легенда о Валеме и другие.

    Закамье, родина поэта, к концу XIX века уже теряло своё захолустное обличье. На смену застойному патриархально-крестьянскому укладу жизни шли новые, буржуазные порядки. Чувашское население Закамья год от году всё больше и больше втягивалось в общую сферу капиталистических отношений и связей, в орбиту общероссийской экономики. Давняя близость к русскому народу и его передовой культуре усиливала тягу чуваш к школе и просвещению. Языческие обряды и обычаи сменялись культурными навыками, заимствуемыми у русских. Отец Николая Шелеби первым в деревне отказался от обряда празднования чувашской пятницы и перешел к соблюдению воскресных дней, за что и получил прозвище полоруса, которое закрепилось за семьей Шелеби в качестве официальной фамилии.

     В 1891 году Николай поступил учиться в начальную земскую школу в соседнем селе Мокшине, которую окончил в 1895 году. Учиться дальше ему не пришлось. Скудная жизнь приковала его к земле, единственному источнику существования большинства населения Закамья. И свыше десяти лет Н. Полоруссов прожил безвыездно в родной деревне, занимаясь крестьянским трудом.

Прочитать полную биографию

Вадимов В. После Хузангая предстанет в камне Шелеби / В. Вадимов // Советская Чувашия. - 2006. - 21 июня. - С. 2.
Юрату А. «Сăвви-юрри сÿнми илем...» / Альбина Юрату // Хыпар. - 2006. - 4утă. - С. 3.
Юмарт Г. Элеке питлесе / Геннадий Юмарт // Хыпар. - 2006. - 8 çĕртме. - С. 8.
Ялгир П. А. Шелеби (Полоруссов) Николай Иванович / Петр Ялгир // Ялгир П. Литературный мир Чувашии : справ. изд. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2005. - С. 141.
Хусанкай П. П. Шелепи шерепи : [Николай Иванович Полоруссов-Шелепие халалланă сăвă] / Петĕр Хусанкай // Хусанкай П. П. çырнисен пуххи. Виççĕмĕш том. Поэмăсем. - Шупашкар : Чăв. кĕн. изд-ви, 2002. - С. 197-210.
Юмарт Г. çырнисен пуххи кирлĕ / Г. Юмарт // Хыпар. - 2001. – 16 çу. - С. 3.
Семенова О. «Шелепи-çÿллĕ шайри сăвăç» / Ольга Семенова // Хыпар. - 2001. - 24 çу. - С. 4.
Трофимов Г. Ф. Шелеби / Г. Ф. Трофимов // Краткая чувашская энциклопедия. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2001. - С. 495.
Николай Полоруссов-Шелеби // Чувашская литература : учеб. хрестоматия для 10-11 кл. шк. с многонациональным составом учащихся и русских национальный шк. ; авт.-сост. В. Н. Пушкин. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1997. - С. 98.
Артемьев Ю. М. Н. И. Полоруссов (Шелепи) / Ю. М. Артемьев // Артемьев Ю. М. Ĕмĕр пуçламăшĕ (1900-1917 ç.ç. чăваш литературă историйĕн очеркĕ). - Шупашкар : Чăв. кĕн. изд-ви, 1996. - С. 13-21.
Артемьев Ю. М. Н. И. Полоруссов (Шелепи) / Ю. М. Артемьев // Артемьев Ю. М. XX ĕмĕр пуçламăшĕнчи чăваш литератури. - Шупашкар, 1992. - С. 11-20.
Иванов Н. Пысăк чыспа пысăк хисеппе / Н. Иванов // Тăван Атăл. - 1991. - № 5. - С. 65-69.
Долгов В. Пламя таланта / В. Долгов // Советская Чувашия. - 1991. - 15мая. - С. 4.
Чулгась К. Народный поэт Полоруссов-Шелеби / К. Чулгась // Клип. - 1991. - № 16. - С. 6.
Юрьев М. И. Николай Шелеби (Полоруссов Николай Иванович) / Михаил Юрьев, Зоя Романова // Юрьев М. И., Романова 3. В. Писатели Советской Чувашии : биобиблиогр. справ. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1988. - С. 375-377.
Давыдов-Анатри В. Шелепие асăнса : сăвă / В. Давыдов-Анатри //Давыдов-Анатри В. Сăвăсем. - Шупашкар : Чăв. кĕн. изд-ви, 1986. - С. 87. Канюков В. Я. Ăшра тухакан сăмахпа / Владимир Канюков // Канюков В. Я. Писатель ăсталăхĕ. - Шупашкар : Чăв. кĕн. изд-ви, 1986. - С. 28-31.
Артемьев Ю. М. Иртет иккен ĕмĕр, пĕтет кунçул... / Ю. М. Артемьев // Артемьев Ю. М. Пурнăç чăнлăхĕпе сăнарсен илемĕшĕн : критика статйисемпе рецензисем. - Шупашкар : Чăв. кĕн. изд-ви, 1984. - С. 21-24.
Афанасьев П. Шелепие : [сăвă] / П. Афанасьев // Афанасьев П. Пурăнатăп Атăл хĕрринче. - Шупашкар, 1983. - С. 29-30.
Эсхель А. Халăх тивĕçĕпе / Аркадий Эсхель // Эсхель А. Вăхăт таппи : çулсем, çынсем, сăнсем. - Ш., 1982. - С. 146-162.
Иванов Н. И. Шелепи / Н. И. Иванов // Иванов Н. И. Поэзии сипечĕ : статьясемпе очерксем. - Шупашкар : Чăв. кĕн. изд-ви, 1982. - С. 3-28.
Чăваш халăх поэчĕ Николай Иванович Полоруссов-Шелепи : статьясем. - Шупашкар, 1982. - 99 с.
Давыдов-Анатри В. И. Халăх поэчĕ Шелепи / Василий Давыдов-Анатри // Давыдов-Анатри В. И. Юлташсемпе юнашар. - Шупашкар : Чăв. кĕн. изд-ви, 1981.- С. 26-30.
Долгов В. Чаплă сăвăç сăмахĕ / В. Долгов // Ялав. - 1981. - № 5. - С. 29-30.
Иванов Н. Хисеп пали / Н. Кăлкан // Ялав. - 1981. - № 3. - С. 28.
Кăлкан А. Ырă ят / Александр Кăлкан // Ялав. - 1981. - № 5. - С. 30-31.
Эсхель А. Халăх поэчĕ / Аркадий Эсхель // Шелепи Н. И. Сăвăсем, легендăсем. - Шупашкар : Чăв. кĕн. изд-ви, 1981. - С. 5-14.
Эсхель А. Халăх тивĕçĕпе / Аркадий Эсхель // Тăван Атăл. - 1981. - № 5. - С. 45-50.
Шелепи пурнăçĕнчи виçĕ самант // Уяр X. Сăмах мехелĕ. - Шупашкар, 1980. - С. 91-96.
Дедушкин Н. С. Шелеби (Полоруссов) Николай Иванович / Н. С. Дедушкин // Большая советская энциклопедия, 1978. - Т. 29. - С. 371.
Кузнецов И. Д. Чăваш халăх поэчĕн - Н. И. Шелепин пархатарлă ĕçĕсем / Иван Кузнецов // Кузнецов И. Д. Саманапа литература. - Шупашкар : Чăв. кĕн. изд-ви, 1977. - С. 131-138.
Дедушкин Н. С. Шелеби (Полоруссов) Николай Иванович / Н. С. Дедушкин // Краткая литературная энциклопедия. - М. : Советская энциклопедия, 1975. - Т. 8. - С. 679
Сумбаев П. Кедровка - Шелепи пурăннă ял / П. Сумбаев // Ялав. - 1973. - №11. - С. 11.
Полоруссов Шелепи // Ялав. - 1971. - № 5. - С. 22. Юрьев М. Халăх юрăçи Н. И. Шелепи çуралнăранпа 90 çул тултарнă май / М. Юрьев // Тăван Атăл. - 1971. - № 5. - С. 79-80.
Николай Шелепи // Чăваш совет поэзийĕн антологийĕ ; пухса хатĕрлекенĕ Г. А. Ефимов. - Шупашкар, 1970. - С. 30.
Трубина Марфа Дмитриевна
      Первая чувашская женщина-писатель. Одна из воспитанниц Симбирской чувашской учительской школы Прозаик, драматург, поэтесса. Член Союза писателей СССР (1934). Автор около 30 книг для детей и взрослых. Награждена орденом Ленина, медалью «За трудовое отличие». «Заслуженный учитель РСФСР» и «Заслуженный учитель Чувашской АССР».
Годы жизни1888-1956
    Первая чувашская женщина-писатель Марфа Дмитриевна Трубина родилась 2 сентября 1888 года в деревне Байгулово Козловского района Чувашской Республики в бедной крестьянской семье. В 9-летнем возрасте лишилась отца, испытала все трудности крестьянской жизни. В 1902 году окончила начальную школу, в 1903 – 1909 годах училась в Симбирской чувашской учительской школе. Работала учителем в Булдеевской земской школе Цивильского района; с 1918 года перешла на работу учительницей в родную Байгуловскую школу. В 1925 – 1926 годах трудилась в Чебоксарской школе-коммуне, затем работала в Карачевской восьмилетней школе. С 1932 года М. Д. Трубина работала учительницей в своем селе Байгулово.

     С детских лет она любила литературу и посвятила ей всю свою сознательную жизнь. Первым печатным произведением М. Д. Трубиной было стихотворение «Над колыбелью», опубликованное в июне 1917 года в газете «Чебоксарская правда». В 1919 году она выпустила сборник народных песен и сказок. Вскоре появляются первые прозаические произведения Марфы Трубиной для детского чтения. Она пишет стихотворные миниатюры: «Весна», «В поле», «Осень», «Весна и осень», «Что водится под горой», «Моя песня», «Петух поет», «Зимняя дорога», а также сказки и рассказы: «Этнюсь и Маруся», «В тихой избушке» и другие. Почти до мелочей писательница воспроизводит в своих рассказах картины действительности сельской жизни. Основными героями произведений выступают дети. Их характеризует стремление к образованию, участию в общественной жизни, помощи взрослым в непримиримой борьбе с кулаками-коштанами, знахарями, сектантами. Так, рассказ «Красный галстук» побуждал первых чувашских пионеров бороться за новую культуру в деревне. В рассказе «Маленькие колхозники» она раскрыла силу коллективного творческого труда. О подвиге пионеров при охране колхозного хлеба повествует ее произведение «Леший». Рассказ «Рябушка» посвящен работе пионерки, которая выходила больного теленка и вырастила его для колхоза, выдержав при этом схватку с кулаками. Произведения Марфы Дмитриевны публиковались в журналах и газетах «Канаш», «Работница», «Будь готов». Свидетельством высокого художественного мастерства стали ее повести «Детство», «Мучар» (1934), «Детство», сборник рассказов «Маленькие колхозники», «Пионеры».

     В годы Великой Отечественной войны Марфа Трубина горячо призывала молодежь к сплоченности. Этой теме посвящены книга «Нина» и несколько рассказов. Идеей укрепления пионерского и школьного коллектива проникнуты и ее послевоенные произведения: «Пионеры», «На радость, на счастье».

     В последние годы своей литературной деятельности Марфа Дмитриевна Трубина работала над большой повестью «Анна Павловна», посвященной благородному труду сельской учительницы.

     Долголетний и плодотворный труд Марфы Трубиной на ниве просвещения отмечен орденом Ленина, медалью «За трудовое отличие». Ей присвоены почетные звания «Заслуженный учитель РСФСР» и «Заслуженный учитель Чувашской АССР». М. Д. Трубина – член Союза писателей СССР с 1934 года.

     Марфа Дмитриевна воспитала двух сыновей и дочь. Сыновья в начале Великой Отечественной войны ушли защищать нашу Родину от немецких фашистов. Однако не довелось М. Д. Трубиной встретить сыновей-победителей: они отдали свои жизни в борьбе за свободу и независимость Отечества.

     Умерла Марфа Дмитриевна Трубина 27 ноября 1956 года в родном селе Байгулово Козловского района.

     Чувашский народ высоко ценит творчество педагога и писателя, бережно хранит память о ней.

Родионов В. Марфа Дмитриевна Трубина / В. Родионов // Родионов В. Чăваш литератури (1917-1930-мĕш çулсем). - Шупашкар, 2005. – 69 с.
Савирова М. «Мучар» повеçĕн уйрăмлăхĕсем / МаринаСавирова // Тăван Атăл. - 2004. - №6. - С. 69-70.
Егоров Д. Е. Трубина Марфа Дмитриевна / Д. Е. Егоров // Егоров Д. Е. Женщины-матери земли чувашской. Книга третья. - Чебоксары, 2003. - С. 148-149.
Филиппова Н. М. Д. Трубина - педагог тата писатель / Н. Филиппова // Народная школа. - 2003. - №6. - С. 58-59.
Трубина Мархви (1888 – 1956) : портрет писателя // çил çунат. – 1999. – № 1-2. – С. 29.
Трубина Мархви çуралнăранпа 110 çул çитнĕ тĕле : викторина // çил çунат. – 1998. – № 3-4. – С. 28.
Карлинова Л. Поделились воспоминаниями / Л. Карлинова // Чăваш ен. - 1998. - 31 окт. - 7 нояб. – С. 5.
Ялгир П. Писала и для детей, и для взрослых / П. Ялгир // Чăваш ен. - 1998. - 5-12 сент. – С. 9.
Арланова Е. Унăн хăйлавĕсем ачасенете ăса вĕрентеççĕ / Е. Арланова // Тантăш. – 1998. – 3 сент. – С. 3.
Питернова В. Я не могу терпеть ложь и произвол… : к 110-ю со дня рождения М. Д. Трубиной / В. Петернова // Советская Чувашия. – 1998. – 2 сент. – С. 3.
Карлинова Л. Марфа Трубина : фрагменты жизни / Л. Карлинова // Чебоксарские новости. – 1998. – 29 авг. – С. 4.
Ялгир П. Ача-пăча литературине никĕсленĕ / П. Ялгир // Хыпар. - 1998. - 2 авăн. -
Юхма М. Вăл «Нарспи» авторĕпе пĕрле вĕреннĕ / М. Юхма // Юхма М. Аваллăх арчинчи ахах. - Шупашкар, 1997.
Юхма М. Трубина Мархви / М. Юхма // Пике.¬ – 1991. – № 7. – С. 6.
Григорьев Н. Трубина Мархви творчествинчи хĕрарăм сăнарĕ // Григорьев Н. Юратнă сăнарсем. - Шупашкар, 1982. – С. 16-24.
Давыдов-Анатри В. Мархви аппа / В. Давыдов-Анатри // В. Давыдов-Анатри Юлташсемпе юнашар. - Шупашкар, 1981. – С. 14-18.
Артемьев Ю. М. На пути идейно-эстетического новаторства / Ю. М. Артемьев // Артемьев Ю. М. Становление социалистического реализма в чувашской литературе. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1977. – С. 104-107, 129-137.
Канюков В. Трубина Мархви / В. Канюков // Трубина М. çырнисен пуххи. - Шупашкар, 1970. - Т. 1.