Федоров Михаил Федорович

      Поэт, этнограф-фольклорист, педагог, классик чувашской литературы, автор хрестоматийной поэмы «Арсюри» (Леший). Посвятил свою жизнь просвещению чувашского и марийского народов.
Годы жизни1848-1904
    Классик чувашской литературы Михаил Федоров, автор хрестоматийной поэмы «Арсюри» - талантливый педагог, этнолог, писатель, определивший судьбу чувашской поэзии XIX века, был ровесником И.Я.Яковлева и его ученика писателя Игн.И. Иванова. М.Ф.Федоров был великим энтузиастом и посвятил всю свою жизнь просвещению чувашского и марийского народов.

     Михаил Федорович Федоров родился 17(29) ноября 1848 года в деревне Итяково, Айдаровской (с 1866 года Воскресенской) волости, Чебоксарского уезда, Казанской губернии, в семье чувашского казенного крестьянина Федора Архипова и его жены Мавры Алексеевой.

     Детство Михаила Федоровича протекало в обычных условиях трудовой чувашской крестьянской семьи и мало чем отличалось от жизни его сверстников, крестьянских ребят. С малых лет он включился в трудовую жизнь семьи, выполняя посильную ему работу: пахал, боронил, жал, молотил, ухаживал за скотиной, ездил в лес по дрова, занимался хозяйством. Отличался живостью ума, сноровкой в работе, остротой языка и большой наблюдательностью. Рассказы и воспоминания о М. Федорове его родных характеризуют его как затейника оригинальных игр, импровизатора песен и мастера слушать и рассказывать сказки, снискавшего в родной деревне славу «пёчёк аста» (маленького мастера). Такова была первая литературная «карьера» М. Ф. Федорова, начавшаяся в родной деревне Итякове.

     Итяково (Хурапха) была глухой деревней, о которой в официальном справочнике 1866 года сказано: «деревня Итяково, казенная, при речке Сеньлисе, от уездного города 40 верст, от становой квартиры 18, дворов 161, жителей мужского пола 428, женского - 491» (XIV. Казанская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года. Издан Централь¬ным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. Обработан старшим редактором А. Артемьевым. СПБ. 1866).

     Каких-либо культурных учреждений не только в деревне, но и в округе не существовало. Население было сплошь неграмотным. Малоземелье, частые неурожаи, полуголодное существование, забитость и угнетенность, нищета, болезни и суеверный страх перед царскими чиновниками и местными богатеями - таков был облик этой деревни, живого сколка многих сотен подобных деревень. Но, по-видимому, и на этом общем фоне серенькой жизни родная деревня будущего поэта особо выделялась своей нищетой и бедностью. Впоследствии в одной из своих статей Федоров, пересказывая предание об истории своей деревни, писал: «Существует предание, что жители деревень Хорапхов, Хорнъял и Караньял не суть коренные жители этих деревень, а - пришельцы из-за Волги. Поэтому в настоящее время эти деревни обладают несравненно меньшим количеством земли, чем другие окрестные деревни...» (Предания чуваш Бичуринского прихода, Чебоксарского уезда, и способы ле¬чения у них болезней. Журнал «Известия по Казанской епархии», № 21, 1876 г., 1-го ноября).

     Реформы 60-х годов XIX века внесли некоторое изменение в развитие дела народного образования среди чувашского населения. Стали открываться в сельских местностях начальные школы. До этого времени они были редким явлением. Инициатива в организации их принадлежала обычно не государству, а частным лицам. Так, в 1857 году в селе Бичурине, неподалеку от деревни Итяково, по инициативе Н. П. Шмелева создается начальная бесплатная школа. И лишь с 1865 года Министерство государственных имуществ принимает часть материальных забот по этой школе на себя, выдав по 1 рублю за каждого ученика, причем не поскупившись на рекламирование своих «щедрот» и возвестив о них в «Казанских Губернских Ведомостях» (1865 г., № 35). Смотрителем и наставником этой школы был Шмелев.

     Недоверие населения к частным школам было еще так велико, что набор учащихся в них был сопряжен с большими трудностями. Наставникам школ приходилось прибегать не только к мерам убеждения о пользе грамотности, но подчас и к принуждению, так живо было в народе воспоминание о монастырских школах прошлого XVIII века для детей нерусских национальностей с их принудительным набором и явно русификаторскими целями, осуществлявшимися самыми грубыми методами: науку вгоняли в головы учащихся дубинкой, отчего увеличивалось не количество грамотных, а количество безвременно сошедших в могилу. Недаром эти школы именовались народом «домами смерти» (вилём сурчё).

     В 1864 году шестнадцатилетний Михаил Федоров неожиданно оказывается учеником школы, открытой Шмелевым, вместо своего младшего брата Александра, сбежавшего при наборе в школу и спрятавшегося в омете соломы. Однако это, казалось бы, горестное событие в жизни почти возмужавшего крестьянского мальчика обернулось для бойкого и любознательного Федорова своей счастливой стороной, открыло новый, неведомый ему до того мир науки. Школа, несмотря на все несовершенство и методов обучения, и наук, преподававшихся в ней, захватила ученика. Пристрастие взрослого сына к грамоте не вызвало обычных в крестьянских семьях попреков. Отличные успехи М. Ф. Федорова в школе, положительные отзывы о нем учителей утвердили родителей в решении дать сыну волю учиться. И в 1867 году Михаил Федоров успешно оканчивает начальную школу.

     В том же году в селе Бичурине Министерством народного просвещения открывается двухклассное училище, и первым переступает порог вновь открытой школы жаждущий новых знаний М. Ф. Федоров. Это училище, во многом обязанное своим возникновением энергии либерально настроенного мирового посредника 2-го участка Чебоксарского уезда В. Н. Селезнева и активному содействию известного казанского краеведа и исследователя жизни и быта чуваш В. К.Магницкого, с первых же лет своей деятельности выгодно отличалось от других училищ тщательно подобран¬ными, грамотными и хорошо подготовленными для своего времени учителями. Среди учителей М. Ф. Федорова был В. А. Ислентьев, известный впоследствии в Казанском крае методист, автор ряда учебных и методических пособий по работе в нерусских школах.

     В 1869 году М. Ф. Федоров блестяще оканчивает Бичуринское училище, и, как проявивший большое стремление к науке и особую любознательность к искусству учить других, направляется в Самарскую учительскую семинарию, одну из первых по времени открытия в Казанском учебном округе. Год занятий на подготовительном отделении и три года на основном проходят в напряженном труде по освоению основ науки и методов работы в школе. М. Ф. Федоров с величайшим вниманием изучает труды лучших практиков и теоретиков педагогической науки того времени (К. Д. Ушинский, В. И. Стоюнин, В. Я. Водовозов, Лев Толстой).

     В 1873 году, после окончания Самарской учительской семинарии, М. Ф. Федоров возвращается в родные места и назначается учителем Бичуринского двухклассного училища, питомцем которого был так недавно он сам. Молодой, энергичный учитель вскоре становится одним из популярнейших учителей, посвятивших себя бескорыстному служению родному народу, поборником его культурного подъема. Работа М. Ф. Федорова была отмечена передовой общественностью того времени. «Из последующих преподавателей (Бичуринского училища, М. С.) известны: И. Д. Милорадов, Скарабеевский, Мих. Фед. Федоров, ныне учитель Чебоксарского трехклассного городского училища...» (Народные училища в Казанской губернии. Материалы для истории народного образования, Казань, 1888 г.).

     Годы пребывания А. Ф. Федорова в Бичурине (1873 - 1878) полны плодотворной педагогической деятельности в двухклассном училище, активной культурно-просветительной работы среди населения. М. Ф. Федоров с увлечением и юношеским жаром проводит в практику школьной работы педагогические нововведения, основанные на изучении им опыта деятельности прогрессивных представителей народного образования. Особо интересуют его методы и приемы работы в нерусской школе. Он устанавливает тесную связь с И. Я. Яковлевым, инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, получает от него советы и практические указания по работе, знакомится с педагогической деятельностью Н. И. Ильминского.

Прочитать полную биографию

Родионов В. Михаил Федоров // Родионов В. Чăваш литератури. XV1II-XIX ĕмĕрсем. - Шупашкар, 2006.
Комиссаров Г. И. История чувашской письменности и литературы / Г. И. Комиссаров // Комиссаров Г. И. О чувашах = Чăвашсем çинчен : исследования, воспоминания, дневники, письма. - Чебоксары = Шупашкар, 2003. - С. 338 - 382.
Родионов В. Михаил Федоров: «Арçури» ăнлантаравĕ. - Шупашкар : ЧПУ. - 1999.
Дмитриев В. «Ваше слово будет иметь большую силу» // Совет. Чувашия. - 1998. - 5 нояб.
Сидорова А. Малтанхи - ĕмĕрлĕхе // Хреçчен сасси. - 1998. - 18 чÿк.
Станьял В. Халăх ăс-хакăлĕн çăлтăрĕ // Чаваш ен. - 1998. - 5-12 раштав (№ 47)
Юмарт Г. Паллă мар пуянлăх // çамрăксен хаçачĕ. - 1998. - 11 раштав (№ 50)
Чăваш литературин классике Михаил Федоров / В.П. Никитин пухса хатĕрленĕ. - Шупашкар : ЧПГАИ. - 1998
Хлебников Г. Первое произведение классики чувашской литературы // Изв. Нац. акад. Чуваш. Респ. - 1997. - № 6
Егоров Д. Федоров М.Ф. // Егоров Д. Ученые-педагоги Чувашии. - Чебоксары, 1997
Комиссаров Г. И. М. Ф. Федоров // Чувашская литература: Вопросы истории и теории. - Чебоксары, 1992. - С. 68-86.
Хусанкай П. Поэтан ĕçĕ-хĕлĕ // Литература вучахĕ. - Шупашкар, 1986
Иванов Н. Пурнăç чăнлăхĕ // Иванов Н. Поэзи сипечĕ. - Шупашкар, 1982
Канюков В. Реализм и фольклор в новописьменной литературе // Канюков В.Я. Развитие литературы и народные художественные традиции. - Чебоксары, 1979.
Михаил Федоров и его жемчужина народной мудрости / Станьял В. П. // http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./86/157/5355