Биография Иванов Константин Васильевич

Ярые нападки на Симбирскую чувашскую школу, запреты на чувашское книгоиздание наглухо закрыли двери перед К.В.Ивановым. Он вновь уезжает в родные Слакбаши и проводит там целый год.
Только в ноябре 1910 года выпадает ему возможность вернуться в Симбирск. И.Я. Яковлев посодействовал поэту в устройстве учителем чистописания и рисования в женском двухклассном училище.
И вновь - творческие поиски. Со своим близким другом, талантливым писателем и композитором Федором Павловым К. Иванов задумал национальную оперу на сюжет «Нарспи». Начатая работа не состоялась - слишком много препон оказалось на ее пути: непонимание, материальные затруднения, откровенная волокита. Литературная деятельность поэта в 1911-1913 годах ограничивалась участием в издании известного чувашского букваря Ивана Трофимова в качестве художника-иллюстратора и переводчика небольших произведений, кроме того, он помогал своему другу фольклористу Петру Пазухину в подготовке сборника «Образцы чувашских народных песен и текстов к ним».
В черные годы реакции поэт обращается к живописи, готовится к сдаче экзаменов в Академию художеств. В 1913 году он пишет декорации к опере «Иван Сусанин», поставленной учащимися Симбирской чувашской школы. Его талант реализуется в портретной живописи и графике, в скульптуре, фотографии и декоративном искусстве. Но юношу подстерегают новые беды: он заболевает туберкулезом легких и катаром желудка. Предчувствуя свою судьбу, летом 1914 года Константин совершает поездку в Тарханы на могилу М.Ю. Лермонтова. Осенью в третий раз возвращается он из Симбирска домой, чтобы навсегда остаться на родине: 13 (26) марта 1915 года поэт умер в отцовском доме. Так безвременно закатилась звезда национальной поэзии.
Вершина поэтического творчества К.В. Иванова - лирико-эпическая поэма «Нарспи». На русском языке она вышла в шести переводах таких мастеров слова, как А. Петтоки, В. Паймен, П. Хузангай, Б. Иринин, А. Жаров, А. Смолин. Поэма переведена на многие языки, издавалась в Венгрии, Болгарии и других странах. Восторженно отзывались о ней А.Твардовский, А. Фадеев, П. Тычина, французский поэт-переводчик Леон Робель, и многие другие.
«Нарспи» - глубоко народное произведение, написанное в лучших традициях чувашского народного творчества. «Поэма обладает замечательными художественными достоинствами, которые обеспечивают ее прочный успех и долгую жизнь», - писал критик Иван Сестримский после ее выхода на болгарском языке. «Нарспи» перешагнула границы республик и стран.
«Подлинная народность, высокая простота, огромная эмоциональная сила, композиционная стройность, колоритность пейзажа, осязаемость и пластичность образов, законченность их характеров, стремительное развитие сюжета, трагедийность по самой социальной сути, вместе с тем удивительная целомудренность, чувство меры, проникновение в глубину народной психики - вот что подкупает нас в «Нарспи», - написал народный поэт Чувашии Педер Хузангай в предисловии к поэме. - Это - национальное чудо, вершинный блеск дореволюционной чувашской культуры. Нарспи и Сетнер - это чувашские Ромео и Джульетта. Когда я переводил на чувашский язык бессмертную трагедию Шекспира, старики Капулетти и Монтекки у меня поневоле ассоциировались с Мигедером и Тахтаманом. Конечно, это два времени, два народа. Но тем убедительней вечность, общечеловечность подобного конфликта».
В основу поэмы легла мысль о силе человека-творца, ценности его внутреннего мира, о гармонии природы и человека-труженика:
Нет сильнее человека
Во вселенной никого:
Он на суше и на водах
Стал хозяином всего.

В образе Нарспи выражен протест против бесправия человеческой личности и рабской морали. Осмеянная деревенской толпой, избитая родными, насильно посаженная под свадебное покрывало, смелая девушка восстает против богатых тахтаманов и мигедеров.
В мировой классике и национальных литературах немало образов женщин-героинь, сходных с Нарспи. Глубина чувств, моральная чистота, благородство ставят ее в один ряд с известными героинями Руставели, Пушкина, Островского, Некрасова, Толстого, Шевченко, Ибрагимова, Баширова, Славейкова, Вазова и др. Обаятелен образ Сетнера, возлюбленного Нарспи, человека красивого духовно и физически. Любовь Сетнера безгранична. Трагичен финал поэмы, вызывающий чувство сострадания к судьбе Нарспи и Сетнера, пробуждающий непримиримость к стяжательству, черствости, самодурству.
Впервые обнародованная в 1908 году, поэма «Нарспи» вышла к 100-летию со дня рождения автора на английском и якутском языках.
Заслуженная слава к К.В. Иванову пришла давно. Его имя занесено во многие национальные энциклопедии мира. ХХV сессия ЮНЕСКО включила юбилей выдающегося поэта во Всемирный календарь памятных дат, 1990 год был объявлен Годом К.В. Иванова. Тогда же была выпущена памятная монета (художник Э. Юрьев).
На родине поэта, в селе Слакбаш Республики Башкортостан, ежегодно проводится фестиваль поэзии «Сильбийские родники».
В 1966-1994 гг. Государственная премия Чувашии за выдающиеся произведения литературы и искусства и исполнительское мастерство называлась именем К.В. Иванова. Именем поэта названы улицы, библиотеки в городах Чебоксары и Шумерля, две улицы в Чебоксарском районе, академический театр в Чебоксарах. По мотивам поэмы «Нарспи» написана опера Г. Хирбю и поставлен балет
Безгранична любовь народа к своему гениальному сыну, которую столь ярко выразил П. Хузангай:
Пройдут года. Пройдут десятилетья.
Живую память время не сотрет:
Поэта слава ширится на свете,
Она достигнет мировых высот,
Пока чуваш зовет себя чувашем
И ласковое солнце светит нам,
Холодный пепел времени не страшен
Чудесной песни пламенным словам*.
____________________________ * Очерк подготовлен В. П. Станьялом.