Агаков Леонид Яковлевич
Прозаик, драматург, сатирик, театровед, член Союза писателей СССР (1939).
Участник Великой Отечественной войны (1941-1944 гг.) - командир стрелковой роты, сотрудник дивизионной газеты. После войны - председатель правления Союза писателей Чувашии (1950-52), главный редактор альманаха "Тăван Атăл" (1962-65), член редколлегии журнала "Капкăн".
Был депутатом Верховного Совета Чувашской АССР. Автор более 50 книг.
Награжден орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды. Лауреат премии Комсомола Чувашии им. М.Сеспеля (1967). Заслуженный деятель искусства Чувашской АССР (1968).
Народный писатель Чувашской АССР (1974).
Годы жизни1910-1977
ПериодXX век
Народный писатель Чувашской АССР, один из первых лауреатов премии комсомола Чувашии имени Михаила Сеспеля Леонид Яковлевич Агаков родился в деревне Сеткасы Ядринского района. Для любого, кто хорошо знал и ценил его произведения, он остался в памяти прозаиком крупного плана, как писатель-солдат, прошедший с винтовкой и журналистским блокнотом в руках две кровопролитные войны.
Свой творческий путь он начал в 1926 году, работая в газетах «Канаш», «Молодой коммунист». Окончил Ядринский педтехникум, драматическое отделение Московского театрального института имени Луначарского (1935). Работал в журнале «Хатěр пул» («Будь готов»), преподавателем театрального техникума, инспектором театров Управления по делам искусств при Совнаркоме республики, руководил секцией драматургии Союза писателей Чувашской АССР (1950–1952). Упорно и настойчиво трудился над строкой, каждодневно оттачивая свое писательское мастерство, которое закалилось по-настоящему в священной войне.
Известность пришла к Л. Агакову еще до войны. Уже тогда окреп его многогранный талант. Не считая многочисленных статей и театральных обзоров, к тридцати годам им уже были написаны такие значительные по объему произведения: «Жизнь коммуны «Волентер» (1930), «Лесной отряд» (1931), «Последняя сказка» (1931), «Бабы» (1931), «Мощь» (1932), «Обман» (1934), «Однажды весной…» (1940, 1948), «Мои друзья» (1941). Они нашли горячий отклик в сердцах людей всех поколений Чувашии того времени, а особенно - среди молодежи и подростков.
С самого начала своей творческой деятельности Леонид Агаков определился как детский писатель: он хорошо знал и любил детей, многие его повести и рассказы, адресованные юному поколению, пользуются популярностью и среди взрослых. Его книги «Солдатские дети» (1961), «Синичка» (1948), «Молодой партизан», «Партизан Мурат» (1947), «Золотая цепочка» (1948, 1958, 1966 «Это было в Дубовке» (1964, 1970) и другие стали любимыми книгами всех поколений.
Остановимся на некоторых произведениях писателя. «Золотая цепочка». «Для нас, подростков 60-ых годов, не было в Чувашии писателя популярнее Леонида Агакова. Как только вышла в свет его повесть «Золотая цепочка», ее сразу не стало на прилавках книжных магазинов. И как величайшую ценность из рук в руки передавали школьники эту небольшую книжицу, обещая «не трепать, не зачитывать…». Она стала для нас поистине золотой», - вспоминает известный чувашский литературный критик Василий Архипович Долгов.
Эта повесть – типичный пример художественно-приключенческого произведения о войне. Интересна она и взрослому читателю, но особенно – юному. Мы с тревогой следим за событиями, происходящими в книге… Бесчеловечная стихия обрушилась на лесное глухоманное село Дубовку: немецко-фашистские войска превратили его в пепелище, а жителей расстреляли по приказу офицера-эсэсовца Генриха Шварца. Чудом уцелел подросток Ванюша Долбов. И с этой минуты главной целью Ванюшки и его друга, чувашского мальчика Саньки, стало отомстить врагу. Стремление это в сознании мальчишек переплелось с чаяниями всего народа победить проклятый фашизм, олицетворением которого стал для Ванюшки и Саньки Генрих Шварц.
Внимательный читатель заметит, что автор не раз и не два сталкивает юных героев (Ванюшу и Саньку) со Шварцем, этим «черным» выходцем из враждебного мира, даже фамилия его (в переводе с немецкого – «черный») подтверждает эту авторскую мысль. Если пристальнее всмотреться в образ фашисткого убийцы, то окажется, что невозможно разглядеть в нем человека, - навязчиво маячит перед глазами какой-то расплывчатый, нечеловеческий силуэт. Сверкает только золотая цепочка на его плоской, почти фанерной груди. Автор неоднократно оттеняет эту деталь: ведь эта цепочка, по существу, не принадлежит Шварцу – она добыта им путем убийства матери Саньки… Раскрывается образ Шварца во всей своей омерзительности в конце повести, тогда читателю кажется, что струится от него тлетворный трупный запах. И ощущается это разложение еще явственнее в тот момент, когда пытается вдруг Шварц улыбаться и петь. Этот образ - несомненная удача Леонида Агакова, он как бы еще раз убеждает в том, что фашизм, явь которого представляет Генрих Шварц, противен и противоествен всему человечеству.
Темному омуту души Шварца противостоит светлый радужный мир Ванюшки и Саньки, мечтающих о светлом будущем. Им присуща особая мальчишеская сметка и находчивость, в самых неожиданных и напряженных ситуациях не покидает их совсем еще детская смешливость. Эти смелые мальчишки предстают пред нами настоящими партизанами, а иногда – по-ребячьи трусишками. Здесь присутствует понимание автором психологии подростка.
Даже по прошествии многих лет образы, созданные писателем, ничуть не потускнели – они приобрели еще большую глубину, тем более, что и сам Л. Агаков, неоднократно возвращаясь к своим произведениям, всесторонне перерабатывал, переосмысливал уже написанное. Это подтверждает его требовательность к себе, уважение к читателю. Повесть «Солдатские дети» - одно из центральных произведений и в творчестве писателя, и в сборнике под одноименным названием. В ней наиболее полно показан и объяснен сложнейший духовный и психологический процесс скорого взросления детей военного поколения. Явление это раскрывается на примере ребят разных национальностей: русских, чувашей, эстонцев, белорусов, у каждого из которых ушли на кровавую битву деды, отцы, старшие братья, в ту пору, когда весь колхоз, где они жили и трудились, держался на стариках, женщинах, и на них – подростках. Все поступки юных ее героев и ситуации, в которых обнаруживаются качества их характера, просвечены диалектикой внутреннего роста и жизненного обогащения каждого. «Вошедшие» на первые старницы Илле, Аркаш, Ян Киккас, Юули, Марине, Петрусь, Паля, взрослые персонажи повести «сходят» с последних ее страниц уже иными людьми: они обрели со временем новые черты своей личности.
Что же влияет на формирование их характера, мировоззрения и нравственных убеждений? Это не только суровое время с его огромным физическим и духовным напряжением. Это, прежде всего, воздействие лучших качеств, живущих в душе каждого народа. Это сила крепкой дружбы всей страны. И все это особенно отчетливо проявилось в годы тяжких испытаний военного времени.
Одна из заслуг автора заключается в том, что, изобразив жизнь небольшого чувашского колхоза, в котором разместили эвакуированных – «три эстонские, две белорусские и одну русскую семью», - он сумел показать нерушимое единство, взаимопомощь народов и людей всей страны. А достигается это тем, что Л. Агаков умело, переплетает тему дружбы «детей разных народов» с темой общего трудового и ратного подвигов.
Укрепляют дружбу солдатских детей, живущих в колхозе «Новая жизнь», также и общие интересы учебы. Это одна из главных тем произведения. В «Солдатских детях» уделено ей гораздо большое внимания, чем в других произведениях писателя.
Таким образом, Леониду Агакову в повести «Солдатские дети» удалось соединить в одном сюжетном русле важнейшие и волнующие темы произведения – всеобщую веру в победу, дружбу детей разных национальностей, совместный вдохновенный труд и учебу во имя заветного будущего.
«Синичка» - небольшое лирическое произведение, оно автобиографичное. Здесь автор выступает в качестве одно из действующих лиц. Он рассказывает о людях, живших и живущих, пронесших сквозь кровь и пепел войны чистую любовь, глубокие, искренние взаимоотношения, подобные взаимоотношения Наташи-Синички и молодого разведчика Миши Телегина. Для автора любовь Синички и Телегина типичное явление, в сущности – «простой эпизод войны…». «И такое случается на войне», - с некоторой ноткой теплого юмора восклицает он словами самого удалого разведчика.
Основной идеей повести стала любовь Синички и Телегина, любовь автора к ним обоим.
Анализируя произведения Леонида Агакова, хочется остановиться на некоторых присущих им стилистических особенностях. Общая черта всех трех повестей, которые мы рассмотрели, состоит в том, что написаны они понятно и прозрачно, каждое слово плотно «уложено» в короткие предложения, фразы, составляют они собой «архитектурно правильно выстроенные» главы, которые пронизаны стремительным сюжетом. В большей мере это характерно для повести «Золотая цепочка».
После войны Леонид Агаков продолжает активно работать во многих жанрах: в прозе, критике, драматургии, в сатире, выступает как один из видных переводчиков русских и зарубежных авторов на чувашский язык. Произведения Л. Агакова публикуются на многих языках: русском, украинском, белорусском, татарском, азербайджанском, туркменском, таджикском, азербайджанском, болгарском, венгерском. Трудно перечислить все, что написано им за все эти годы.
Труд писателя Л. Агаков совмещал с общественной и государственной работой: главный редактор Чувашского государственного книжного издательства, председатель правления Союза писателей Чувашии, главный редактор журнала «Тăван Атăл» (1962–1952), член редколлегии журнала «Капкăн», депутат Верховного Совета Чувашской АССР (1951–1955)… Воин и труженик пера удостаивается многих правительственных наград, ему присваивается почетное звание заслуженного деятеля искусств Чувашской Республики (1967), а в 1974 году – звание народного писателя Чувашской АССР.
В произведениях Леонида Агакова – сама жизнь. В них ощущаем мы неуемное биение сердца великого писателя и человека. Книги Леонида Яковлевича Агакова вошли в золотой фонд чувашской литературы.
Яркая звезда чувашской прозы – Леонид Агаков : биобиблиогр. очерк / Чуваш. респ. дет. - юнош. б-ка ; авт.-сост. Н. А. Петроградская. – Чебоксары, 2005. - 24 с. – (Чувашские писатели – детям» ; вып. 4)
Свой творческий путь он начал в 1926 году, работая в газетах «Канаш», «Молодой коммунист». Окончил Ядринский педтехникум, драматическое отделение Московского театрального института имени Луначарского (1935). Работал в журнале «Хатěр пул» («Будь готов»), преподавателем театрального техникума, инспектором театров Управления по делам искусств при Совнаркоме республики, руководил секцией драматургии Союза писателей Чувашской АССР (1950–1952). Упорно и настойчиво трудился над строкой, каждодневно оттачивая свое писательское мастерство, которое закалилось по-настоящему в священной войне.
Известность пришла к Л. Агакову еще до войны. Уже тогда окреп его многогранный талант. Не считая многочисленных статей и театральных обзоров, к тридцати годам им уже были написаны такие значительные по объему произведения: «Жизнь коммуны «Волентер» (1930), «Лесной отряд» (1931), «Последняя сказка» (1931), «Бабы» (1931), «Мощь» (1932), «Обман» (1934), «Однажды весной…» (1940, 1948), «Мои друзья» (1941). Они нашли горячий отклик в сердцах людей всех поколений Чувашии того времени, а особенно - среди молодежи и подростков.
С самого начала своей творческой деятельности Леонид Агаков определился как детский писатель: он хорошо знал и любил детей, многие его повести и рассказы, адресованные юному поколению, пользуются популярностью и среди взрослых. Его книги «Солдатские дети» (1961), «Синичка» (1948), «Молодой партизан», «Партизан Мурат» (1947), «Золотая цепочка» (1948, 1958, 1966 «Это было в Дубовке» (1964, 1970) и другие стали любимыми книгами всех поколений.
Остановимся на некоторых произведениях писателя. «Золотая цепочка». «Для нас, подростков 60-ых годов, не было в Чувашии писателя популярнее Леонида Агакова. Как только вышла в свет его повесть «Золотая цепочка», ее сразу не стало на прилавках книжных магазинов. И как величайшую ценность из рук в руки передавали школьники эту небольшую книжицу, обещая «не трепать, не зачитывать…». Она стала для нас поистине золотой», - вспоминает известный чувашский литературный критик Василий Архипович Долгов.
Эта повесть – типичный пример художественно-приключенческого произведения о войне. Интересна она и взрослому читателю, но особенно – юному. Мы с тревогой следим за событиями, происходящими в книге… Бесчеловечная стихия обрушилась на лесное глухоманное село Дубовку: немецко-фашистские войска превратили его в пепелище, а жителей расстреляли по приказу офицера-эсэсовца Генриха Шварца. Чудом уцелел подросток Ванюша Долбов. И с этой минуты главной целью Ванюшки и его друга, чувашского мальчика Саньки, стало отомстить врагу. Стремление это в сознании мальчишек переплелось с чаяниями всего народа победить проклятый фашизм, олицетворением которого стал для Ванюшки и Саньки Генрих Шварц.
Внимательный читатель заметит, что автор не раз и не два сталкивает юных героев (Ванюшу и Саньку) со Шварцем, этим «черным» выходцем из враждебного мира, даже фамилия его (в переводе с немецкого – «черный») подтверждает эту авторскую мысль. Если пристальнее всмотреться в образ фашисткого убийцы, то окажется, что невозможно разглядеть в нем человека, - навязчиво маячит перед глазами какой-то расплывчатый, нечеловеческий силуэт. Сверкает только золотая цепочка на его плоской, почти фанерной груди. Автор неоднократно оттеняет эту деталь: ведь эта цепочка, по существу, не принадлежит Шварцу – она добыта им путем убийства матери Саньки… Раскрывается образ Шварца во всей своей омерзительности в конце повести, тогда читателю кажется, что струится от него тлетворный трупный запах. И ощущается это разложение еще явственнее в тот момент, когда пытается вдруг Шварц улыбаться и петь. Этот образ - несомненная удача Леонида Агакова, он как бы еще раз убеждает в том, что фашизм, явь которого представляет Генрих Шварц, противен и противоествен всему человечеству.
Темному омуту души Шварца противостоит светлый радужный мир Ванюшки и Саньки, мечтающих о светлом будущем. Им присуща особая мальчишеская сметка и находчивость, в самых неожиданных и напряженных ситуациях не покидает их совсем еще детская смешливость. Эти смелые мальчишки предстают пред нами настоящими партизанами, а иногда – по-ребячьи трусишками. Здесь присутствует понимание автором психологии подростка.
Даже по прошествии многих лет образы, созданные писателем, ничуть не потускнели – они приобрели еще большую глубину, тем более, что и сам Л. Агаков, неоднократно возвращаясь к своим произведениям, всесторонне перерабатывал, переосмысливал уже написанное. Это подтверждает его требовательность к себе, уважение к читателю. Повесть «Солдатские дети» - одно из центральных произведений и в творчестве писателя, и в сборнике под одноименным названием. В ней наиболее полно показан и объяснен сложнейший духовный и психологический процесс скорого взросления детей военного поколения. Явление это раскрывается на примере ребят разных национальностей: русских, чувашей, эстонцев, белорусов, у каждого из которых ушли на кровавую битву деды, отцы, старшие братья, в ту пору, когда весь колхоз, где они жили и трудились, держался на стариках, женщинах, и на них – подростках. Все поступки юных ее героев и ситуации, в которых обнаруживаются качества их характера, просвечены диалектикой внутреннего роста и жизненного обогащения каждого. «Вошедшие» на первые старницы Илле, Аркаш, Ян Киккас, Юули, Марине, Петрусь, Паля, взрослые персонажи повести «сходят» с последних ее страниц уже иными людьми: они обрели со временем новые черты своей личности.
Что же влияет на формирование их характера, мировоззрения и нравственных убеждений? Это не только суровое время с его огромным физическим и духовным напряжением. Это, прежде всего, воздействие лучших качеств, живущих в душе каждого народа. Это сила крепкой дружбы всей страны. И все это особенно отчетливо проявилось в годы тяжких испытаний военного времени.
Одна из заслуг автора заключается в том, что, изобразив жизнь небольшого чувашского колхоза, в котором разместили эвакуированных – «три эстонские, две белорусские и одну русскую семью», - он сумел показать нерушимое единство, взаимопомощь народов и людей всей страны. А достигается это тем, что Л. Агаков умело, переплетает тему дружбы «детей разных народов» с темой общего трудового и ратного подвигов.
Укрепляют дружбу солдатских детей, живущих в колхозе «Новая жизнь», также и общие интересы учебы. Это одна из главных тем произведения. В «Солдатских детях» уделено ей гораздо большое внимания, чем в других произведениях писателя.
Таким образом, Леониду Агакову в повести «Солдатские дети» удалось соединить в одном сюжетном русле важнейшие и волнующие темы произведения – всеобщую веру в победу, дружбу детей разных национальностей, совместный вдохновенный труд и учебу во имя заветного будущего.
«Синичка» - небольшое лирическое произведение, оно автобиографичное. Здесь автор выступает в качестве одно из действующих лиц. Он рассказывает о людях, живших и живущих, пронесших сквозь кровь и пепел войны чистую любовь, глубокие, искренние взаимоотношения, подобные взаимоотношения Наташи-Синички и молодого разведчика Миши Телегина. Для автора любовь Синички и Телегина типичное явление, в сущности – «простой эпизод войны…». «И такое случается на войне», - с некоторой ноткой теплого юмора восклицает он словами самого удалого разведчика.
Основной идеей повести стала любовь Синички и Телегина, любовь автора к ним обоим.
Анализируя произведения Леонида Агакова, хочется остановиться на некоторых присущих им стилистических особенностях. Общая черта всех трех повестей, которые мы рассмотрели, состоит в том, что написаны они понятно и прозрачно, каждое слово плотно «уложено» в короткие предложения, фразы, составляют они собой «архитектурно правильно выстроенные» главы, которые пронизаны стремительным сюжетом. В большей мере это характерно для повести «Золотая цепочка».
После войны Леонид Агаков продолжает активно работать во многих жанрах: в прозе, критике, драматургии, в сатире, выступает как один из видных переводчиков русских и зарубежных авторов на чувашский язык. Произведения Л. Агакова публикуются на многих языках: русском, украинском, белорусском, татарском, азербайджанском, туркменском, таджикском, азербайджанском, болгарском, венгерском. Трудно перечислить все, что написано им за все эти годы.
Труд писателя Л. Агаков совмещал с общественной и государственной работой: главный редактор Чувашского государственного книжного издательства, председатель правления Союза писателей Чувашии, главный редактор журнала «Тăван Атăл» (1962–1952), член редколлегии журнала «Капкăн», депутат Верховного Совета Чувашской АССР (1951–1955)… Воин и труженик пера удостаивается многих правительственных наград, ему присваивается почетное звание заслуженного деятеля искусств Чувашской Республики (1967), а в 1974 году – звание народного писателя Чувашской АССР.
В произведениях Леонида Агакова – сама жизнь. В них ощущаем мы неуемное биение сердца великого писателя и человека. Книги Леонида Яковлевича Агакова вошли в золотой фонд чувашской литературы.
Яркая звезда чувашской прозы – Леонид Агаков : биобиблиогр. очерк / Чуваш. респ. дет. - юнош. б-ка ; авт.-сост. Н. А. Петроградская. – Чебоксары, 2005. - 24 с. – (Чувашские писатели – детям» ; вып. 4)
Краткая чувашская энциклопедия. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2001. – С. 49. – Текст : непосредственный.
Власова Р. «Вилнисене те, пурăнакансене те чыслама пĕлместпĕр» : 90 çул тултарнă май // Хыпар. – 2000. – 20 апрель. − Текст : непосредственный.
Чувашская литература : учебная хрестоматия / для 10-11 классов школ. с многонациональным составом учащихся и русских школ. Ч. 2 / авт.-сост. В. Н. Пушкин. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1999. – С. 308-309. − Текст : непосредственный.
Сементер Ю. «Нимĕн те шухăшласа кăларман» / Юрий Сементер // Чăваш ен. – 1995. – №18 – С. 13. − Текст : непосредственный.
Ефимов Г. Писатель-салтак / Георгий Ефимов // Тăван Атăл. – 1994. – №.4 – С. 63-64
Давыдов-Анатри В. Ĕçченлĕхĕнчен тĕлĕнеттĕмĕр / В. Давыдов-Анатри // Пионер сасси. – 1990. – 17 апрель. − Текст : непосредственный.
Малов А. Сулмаклă сасă / А. Малов // Ялав. – 1990. – № 4. – С. 28 – 29. − Текст : непосредственный.
Станьял В. Паттăрлăх çутипе / Виталий Станьял // Тăван Атăл. – 1990. – № 4. – С. 65 − 66
Туливар А. Салтак - çыравçă: 80 çул / А. Туливар // Хатĕр пул. – 1990. – № 4. – С. 27. − Текст : непосредственный.
Юрьев М. И. Писатели советской Чувашии : биобиблиографический справочник / М. И. Юрьев, З. В. Романова. – Чебоксары : Чувашское. книжное издательство, 1988. – С. 4 – 6. Текст : непосредственный.
Агаков Л. Писатель шкул. – пурнăç // Литература вучах : статьясем / Н. Григорьев пухса хатĕрленĕ. – Шупашкар : Чăваш кĕнеке издательстви, 1986. – С. 22 – 30. − Текст : непосредственный.
Артемьев А. Паттăр чунлисем // Пурнăç чăнлăхĕпе писатель ăсталăхĕ. – Шупашкар : Чăваш кĕнеке издательстви , 1984. – С. 229 – 234. − Текст : непосредственный.
Чувашские писатели – детям. Выпуск. 3. : рекомендательный библиографический указатель для руководителей детским чтением / Чувашская республиканская детская библиотека имени. Н. К. Крупской ; авт.-сост. Р. Андреева. – Чебоксары, 1983. – С. 2 – 3. − Текст : непосредственный.
Изоркин А. Аттесен яшлăхĕ / Александр Изоркин // Тăван Атăл. – 1980. – № 10. – С. 78 – 80. − Текст : непосредственный.
Станьял В. Писатель шкулĕ / Виталий Станьял // Коммунизм ялавĕ – 1980. – 18 апрель. − Текст : непосредственный.
Эсхель А. Ачасем юратса вулаççĕ / А. Эсхель // Пионер сасси. – 1980. – 19 апрель. − Текст : непосредственный.
Ачасен юратнă писателĕ // Хатĕр пул. – 1980. − № 4. – С 15. − Текст : непосредственный.
Долгов В. Горячее сердце писателя / В. Долгов // Лауреаты премии комсомола имени М. Сеспеля. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1979. – С. 23-30. − Текст : непосредственный
Долгов В. А. Ырă сăнарсен илемĕ / В. А. Долгов. – Шупашкар : Чăваш кĕнеке издательстви, 1978 – 108 – 136 с. − Текст : непосредственный.
Дедушкин Н. Писатель – салтак / Николай Дедушкин // Тăван Атăл. − 1975. − № 5. – С. 79 – 80. − Текст : непосредственный.
Агаков кĕнекисем // Дедушкин Н. Писатель-салтак. – Шупашкар : 1974. – С. 71 – 72. − Текст : непосредственный.
Власова Р. «Вилнисене те, пурăнакансене те чыслама пĕлместпĕр» : 90 çул тултарнă май // Хыпар. – 2000. – 20 апрель. − Текст : непосредственный.
Чувашская литература : учебная хрестоматия / для 10-11 классов школ. с многонациональным составом учащихся и русских школ. Ч. 2 / авт.-сост. В. Н. Пушкин. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1999. – С. 308-309. − Текст : непосредственный.
Сементер Ю. «Нимĕн те шухăшласа кăларман» / Юрий Сементер // Чăваш ен. – 1995. – №18 – С. 13. − Текст : непосредственный.
Ефимов Г. Писатель-салтак / Георгий Ефимов // Тăван Атăл. – 1994. – №.4 – С. 63-64
Давыдов-Анатри В. Ĕçченлĕхĕнчен тĕлĕнеттĕмĕр / В. Давыдов-Анатри // Пионер сасси. – 1990. – 17 апрель. − Текст : непосредственный.
Малов А. Сулмаклă сасă / А. Малов // Ялав. – 1990. – № 4. – С. 28 – 29. − Текст : непосредственный.
Станьял В. Паттăрлăх çутипе / Виталий Станьял // Тăван Атăл. – 1990. – № 4. – С. 65 − 66
Туливар А. Салтак - çыравçă: 80 çул / А. Туливар // Хатĕр пул. – 1990. – № 4. – С. 27. − Текст : непосредственный.
Юрьев М. И. Писатели советской Чувашии : биобиблиографический справочник / М. И. Юрьев, З. В. Романова. – Чебоксары : Чувашское. книжное издательство, 1988. – С. 4 – 6. Текст : непосредственный.
Агаков Л. Писатель шкул. – пурнăç // Литература вучах : статьясем / Н. Григорьев пухса хатĕрленĕ. – Шупашкар : Чăваш кĕнеке издательстви, 1986. – С. 22 – 30. − Текст : непосредственный.
Артемьев А. Паттăр чунлисем // Пурнăç чăнлăхĕпе писатель ăсталăхĕ. – Шупашкар : Чăваш кĕнеке издательстви , 1984. – С. 229 – 234. − Текст : непосредственный.
Чувашские писатели – детям. Выпуск. 3. : рекомендательный библиографический указатель для руководителей детским чтением / Чувашская республиканская детская библиотека имени. Н. К. Крупской ; авт.-сост. Р. Андреева. – Чебоксары, 1983. – С. 2 – 3. − Текст : непосредственный.
Изоркин А. Аттесен яшлăхĕ / Александр Изоркин // Тăван Атăл. – 1980. – № 10. – С. 78 – 80. − Текст : непосредственный.
Станьял В. Писатель шкулĕ / Виталий Станьял // Коммунизм ялавĕ – 1980. – 18 апрель. − Текст : непосредственный.
Эсхель А. Ачасем юратса вулаççĕ / А. Эсхель // Пионер сасси. – 1980. – 19 апрель. − Текст : непосредственный.
Ачасен юратнă писателĕ // Хатĕр пул. – 1980. − № 4. – С 15. − Текст : непосредственный.
Долгов В. Горячее сердце писателя / В. Долгов // Лауреаты премии комсомола имени М. Сеспеля. – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1979. – С. 23-30. − Текст : непосредственный
Долгов В. А. Ырă сăнарсен илемĕ / В. А. Долгов. – Шупашкар : Чăваш кĕнеке издательстви, 1978 – 108 – 136 с. − Текст : непосредственный.
Дедушкин Н. Писатель – салтак / Николай Дедушкин // Тăван Атăл. − 1975. − № 5. – С. 79 – 80. − Текст : непосредственный.
Агаков кĕнекисем // Дедушкин Н. Писатель-салтак. – Шупашкар : 1974. – С. 71 – 72. − Текст : непосредственный.